Блог

Непредпринимательские фирмы, корни успеха

Подписаться на наши услуги в телеграм: https://t.me/FTinvestlightbot

Начитавшись историй про то как Мерседес пытается вернуть лидерство в борьбе с БМВ, мне пришла занимательная мысль о том, что инновационная теория Шумптера все таки имеет один изъян. Она не полностью срабатывает тогда, когда конкурентные преимущества той или иной фирмы настолько сложны к копированию, что в течении многих лет фирмы (именно фирмы), конкурируя друг с другом, не позволяют сторонним конкурентам проникнуть на их рынок, так как проникновение (или создание нового рынка) невозможно в силу технической сложности выпускаемой продукции. И вот немецкие Мерседес, БМВ и присоединившийся Ауди совсем реальный пример этого феномена.

Вкратце обрисуем теорию Шумпетера. Всем известен феномен падающей нормы прибыли, описанный Марском. Так вот, в моем прочтении Шумпетера рынок работает так: сначала появляется инновация (все помнят как появился iPhone) – новинка, которая либо создает новый рынок, либо коренным образом меняет существующий рынок, новинка собирает высоченную прибыль (что сделала Apple в последние годы) и рыночную долю (см. пример iPad). Но сверхприбыль инноватора привлекает конкурентов, и те начинают копировать, потом уже освоившись они начинают что-то улучшать, выпуская новые модели. Рост конкуренции приводит к падению цен и происходит снижение нормы прибыли, это практически неизбежный процесс, так как инноватору все сложнее и сложнее объяснять потребителям, почему они должны платить больше за его продукцию? Именно это сейчас происходит и обязательно произойдет на рынке планшетных компьютеров (iPad пока лидер, но появление в ближайшем будущем десятков конкурентов приведет к падению цен, смотри мой анализ Apple там об этом подробнее).

В результате цены падают до критического уровня и производители не смогут даже самостоятельно определять цены. И если бы рынки были статичными как в моделях, то действительно однажды нормы прибыли пришли бы к полному нулю.

Но природа конкуренции динамична, обязательно возникают новые центры сверхприбыли: это и первые Макдональдсы, и магазины ВоллМарт и Икея, это и Sony Walkman, не забываем об iPod, iPhone и iPad. Но неумолимая конкуренция забирает прибыль и чтобы ее сохранить нужна новая инновация. И так далее. В общем идет нелинейный процесс, и никто не может знать, что будет следующим Next Big Thing?

Но вот не все отрасли подвержены снижению нормы прибыли в результате растущей конкуренции – в таких отраслях по ряду причин сохраняются определенные черты монополии, или лучше сказать олигополии. Одна из таких отраслей – производство люксовых автомобилей в Германии. Немецкие фирмы создают продукты, к которым конкуренты не могут даже приблизиться прежде всего в силу того, что выпускаются технически совершенные для своего времени автомобили. Я не хочу рассуждать чисто рыночно – типа какую фирму инвестору предпочесть, я пытаюсь донести мысль, что в определенных случаях инновационная теория не срабатывает. И здесь видимо невозможно выбрать, так как соревнуются не гении-предприниматели, это не битва Стива Джобса против Билла Гейтса, это битва сотен инженеров самой высокой квалификации, вместе с менеджерами, вооружёнными инженерным образованием и рабочими высоченной квалификации, против таких же инженеров, менеджеров и рабочих.

Посмотрите, глава Daimler AG (DAI) Дитер Цетше работает на фирме 36 лет, доктор технических наук. Я думаю традиции фирмы, которым более 100 лет, передаются успешно и еще похожее время Мерседесы будут выпускаться.

Очевидно, что конкурентное преимущество немецких фирм настолько сильно, что просто не может быть кем то скопировано (помните Лексусы похожие то на Мерседес, то на БМВ), так как помимо внешнего вида автомобили это сложные технические изделия, у которых есть подвеска, двигатель, коробка передач и т.д. Чтобы хотя бы скопировать Вам нужно создать по крайней мере равную немецкой инженерную школу, иметь как минимум 100 лет традиций, а так же высококвалифицированных рабочих, не считая производственных зданий и оборудования. Те есть немцы смогли сохранить олигополию на рынке люксовых автомобилей и да, их прибыль выше чем в среднем по автомобильной отрасли. Так как они могут установить монопольную цену, предоставив покупателю реальный инновационный продукт. Да мы можем допустить появление летающих автомобилей (разрушающую инновацию), но вот реально изобретут их видимо немецкие фирмы, так как только там есть достаточный инженерный потенциал.

Подобная ситуация – сохранение монополии и получение сверхприбыли возможна и по иным причинам, например, Coca-Cola и Pepsi контролируют рынок прохладительных напитков, так как своими огромными бюджетами контролируют рекламный рынок и смогли создать бренды которые практически невозможно скопировать (надо миллиарды вложить без видимого шанса на успех); нефтяные и газовые компании за счет редкости месторождений могут подучать сверхприбыль; производства с высокой капиталоемкостью – например крупные металлургические заводы, получают сверхприбыль за счет высокого масштаба производства (такое же преимущество есть у Volkswagen AG) и т.д. (готов продолжить ряд или Вы предложите)

Главное, что я хочу сказать в данной статье, закон о снижении нормы прибыли действует, но ограниченное время и не на всех рынках; теория инноваций, где предприниматель как физическое лицо на свой страх и риск создает инновации в поисках сверхприбыли, работает, но только в тех отраслях, где возможно копирование; в определенных отраслях и обстоятельствах корпорации могут получать сверхприбыль в течении долгого времени, так как их продукция не может быть скопирована.

Ну и что, скажете вы, а как же what investor should do in this situation? А подумайте, мысль в том, что инвестируя, мы должны учитывать возможности фирмы получать сверхприбыль в течении долгого периода времени, ее монопольную силу. И выбирая, следует предпочесть именно ту корпорацию, у которой эта монопольная сила есть. 

Ничего не пропускайте с нашим бесплатным телеграм-каналом: https://t.me/ftinvest11.

Ринат Хасанов

Ринат Хасанов - кандидат экономических наук, автор более чем 70 научных трудов. С ноября 2018 - член экспертного совета Санкт-Петербургской биржи.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close