Блог
Дилемма ФРС: рост против инфляции
ВАШИНГТОН – Это было большой новостью на прошлой неделе, когда Федеральная резервная система объявила, что она сохранит текущие низкие процентные ставки до достижения уровня безработицы, которая сейчас составляет 7,7 %, как минимум 6,5 %. ФРС выбрала приоритетом создание новых рабочих мест по сравнению с борьбой с инфляцией, хотя она также установила целевой показатель инфляции в размере 2,5%. То, что отсутствует в большинстве комментариев – это рассмотрение негативного исторического опыта: ФРС пробовала это раньше и провалилась, причем с катастрофическими последствиями.
Под "этим" я имею ввиду политику, направленную одновременно и против безработицы, и против инфляции. В 1970-х годах именно это и делалось Федеральной резервной системой. Цели тогда не объявлялись, но были понятными. ФРС хотела достичь популярную тогда цель "полной занятости", определяемой как 4 процента безработицы, инфляция же от 3 до 4 процентов признавалась приемлемой.
Результат – экономическая шизофрения. Легко доступные кредиты, с целью сократить безработицу, подстегнули инфляцию, которая, в свою очередь, сократила кредит, что увеличило безработицу. К 1980 году инфляция составила 13 процентов, а безработица 7%.
ФРС прыгнула выше головы. Они не обладали достаточными данными о том, что делать, хотя сами (и многие другие) думали, что могут что-то сделать. Сегодня проблема аналогична. Хотя ФРС многое узнал с 1970 года, в том числе о важности низкой инфляции, ее понимание экономики и полномочия все еще ограничены. Она не может предсказуемо воздействовать одновременно и на безработицу, и на инфляцию. Стремление сделать это повышает риск опасных побочных эффектов, в том числе будущих финансовых кризисов.
Для доказательства ограниченности власти ФРС, достаточно посмотреть на сам Федеральный Резерв. Со времен финансового кризиса 2008-09 гг., который ФРС не смог предвидеть или предотвратить, они неоднократно ошибались. Они предприняли героические усилия, чтобы оживить экономику, в том числе сократили краткосрочные процентные ставки до нуля с конца 2008 года и закачали более чем 2 триллиона долларов при покупке ипотечных облигаций и ценных бумаг казначейства США. Но, как Бен Бернанке признал на прошлой неделе, ФРС последовательно переоценил силу восстановления экономики. Даже если политика ФРС была правильной, ее влияние было преувеличено.
Вливание денег в экономику дало только скромный результат. Деньги, выплаченные при покупке государственных облигаций, были направлены через реинвестирование на рынки акций и облигаций, чтобы повысить цены на акции и снизить процентные ставки по другим облигациям. Это должно было стимулировать расходы. Но многие экономисты считают, что можно было сделать больше. "Кончается ли у ФРС горючее? В какой-то степени", говорит Марк Занди из Moody’s Analytics. "Но процентные ставки по 30-летним ипотечным кредитам находятся на уровне 3,35%. Они могли быть ниже".
Что может снизить амбиции ФРС?
Одна угроза – это бесполезность. Получить кредит настолько просто, что ФРС не может сделать больше ничего. Преобладают психологические моменты. "Я вижу, что среди малого и среднего бизнеса процветает пессимизм", говорит экономист Аллан Мельцер из Университета Карнеги-Меллона. "А с 1,5 триллионами долларов избыточных резервов банков, трудно утверждать, что существует нехватка заемных средств". Опасения по поводу "финансового обрыва" так же усиливают этот момент.
Преждевременная инфляция – это другая угроза. Принято считать, что инфляция будет оставаться под контролем, подавленная большим количеством безработных (которые двигают зарплаты вниз) и излишков продукции в большинстве отраслей (которые двигают цены вниз) – конкуренция работает. Высшие должностные лица ФРС прогнозируют инфляцию в 2013 между 1,3 и 2%.
Но что, если они слишком оптимистичны? Великая рецессия опустошила многие отрасли промышленности. Компании банкротились. Фабрики и заводы закрывались. Инвестиции продолжают снижаться. Начиная с 2009 года, производственные мощности снижались в течении трех лет подряд, это данные самой ФРС. Ничего подобного не происходило на протяжении десятилетий.
Если же восстановление ускорится, избыточные мощности могут быстро сократиться. Ценовая мощь компаний может неожиданно вырасти, и цены на автомобили, авиабилеты и другие товары и услуги могут значительно вырасти.
Для ФРС, дилемма, таким образом, ясная. Должна ли она сохранить свое обещание низких процентных ставок до тех пор пока безработица достигнет 6,5 %? Или же она должна бороться с инфляцией, прежде чем она выйдет из-под контроля?
Это ясный выбор.
Роберт Самуэльсон – обозреватель Washington Post. Его еженедельная колонка и блог находится на сайте telegram.com.
Fed dilemma: growth vs. inflation