Блог
Как президент Рузвельт покончил с золотым стандартом в 1933 году
Рис. Сколько золота покупает доллар, начиная с 1720. Описанные в статье действия можно увидеть как “39% Devaluation”
Когда Франклин Делано Рузвельт принял присягу и стал Президентом США в первый раз – 4 марта 1933 года, банки, фермы, производство и торговля лежали в руинах.
Рузвельт сразу же принялся за работу, чтобы восстановить финансы, сельское хозяйство и производство, при этом почти полностью игнорируя внешнюю политику. Во многом его «Новый курс» полагался исключительно на внутренние силы, что тем не менее являлось частью американской традиции того времени. Более того само название «Новый курс» появилось случайно, Рузвельт использовал фразу «Новый курс» во время речи, когда он стал кандидатом в Президенты от Демократической партии, пресса подхватила ее и она стала лейтмотивом его избирательной кампании.
Став президентом под лозунгом «нового курса» Рузвельт, тем не менее, не имел никаких конкретных идей по его воплощению. Ему пришлось начать со спасения банковской системы, многие штаты страны были вынуждены объявить банковские каникулы на своих территориях, так как по всей стране происходило массовое изъятие вкладов населением.
Новый президент действовал решительно, Рузвельт объявил общенациональные четырехдневные банковские каникулы 6 марта, в основном для того, чтобы выиграть время и предложить долгосрочное решение. Он аргументировал это “тяжелым и необоснованным изъятием золота и валюты из наших банковских учреждений”.
Рузвельт распорядился, чтобы во время каникул ни один банк не должен был “выплачивать, экспортировать, выделять или разрешать выдачу валюты в любой форме или предпринимать любые другие действия, которые могут содействовать выводу средств, равно, как ни одно такое банковское учреждение или филиал не должно выплачивать депозиты, выдавать кредиты, совершать сделки в иностранной валюте, выдавать кредиты из США в любое место за рубежом, или любые другие банковские сделки вообще “. При этом Рузвельт первоначально назначил мораторий на четыре дня, так как, по мнению президента, более долгие каникулы или бессрочный мораторий могли бы привести к полной утрате доверия к банковской системе.
Уже 9 марта Рузвельт подписывает чрезвычайный банковский закон (The Emergency Banking Act) и вскоре после этого издает прокламацию о продлении банковского моратория на неопределенное время, при этом Рузвельт также объявил, что Конгресс работает над законопроектом, который бы предложил долгосрочное решение банковских проблем страны, который и был позже принят как закон Гласса-Стиголла. Двенадцать федеральных резервных банков были открыты на седьмой день банковского моратория – 11 марта, они могли выпускать новые деньги и выдавать кредиты уполномоченным банкам.
Чрезвычайный банковский закон не только утвердил мораторий Рузвельта, но и дал ему чрезвычайные полномочия регулировать или даже запрещать деятельность банков – членов Федеральной резервной системы. В соответствии с этим законом, банки могли обратиться за лицензией на свою деятельность, которая выдавалась государственными органами, если банк признавался надежным. Власти штатов и резервные банки должны были определять является ли банк устойчивым и выдавать соответствующую лицензию, а затем обеспечить поддержку со стороны Федеральной резервной системы во время начала полноценной работы банка, хотя правительство не гарантировало депозиты.
Закон также разделил банки страны на три категории:
1. около 50% банков страны, в которых находилось 90% всех депозитов, были признаны безопасными и получили разрешение на возобновление деятельности;
2. 45% банков страны были помещены под контроль, им было разрешено выплачивать только определенный процент от их депозитов, эти банки были подвергнуты реорганизации под контролем корпорации по реконструкции финансов (Reconstruction Finance Corporation);
3. остальные – нестабильные банки, примерно 5% от общего числа банков США, были закрыты навсегда.
В понедельник – 13 марта 1933 года, банковские операции возобновились на всей территории страны, при этом лицензирующие учреждения были открыты в каждом из двенадцати городов Федерального резерва.
Ко вторнику, американцы начали приносить золото в больших количествах обратно в банки. Возможно, они испугались введения новых наказаний, в том числе налога на накопление, который обсуждался тогда в Вашингтоне как способ обеспечения того, чтобы золото вернулось в казначейство. При этом федеральная резервная система публично объявила, что имена тех, кто изъял золото из банков ранее известны.
В среду – 15 марта, Рузвельт созвал свою первую пресс-конференцию. Более 100 журналистов собрались в небольшом офисе, который он выбрал для обеспечения интимности. Тогда Рузвельт весело сказал: “Раз никто не спрашивает меня, отказались ли мы от золотого стандарта – значит все в порядке” – заявив это, он показал, что не хочет говорить о золотом стандарте, искусно избежав разговоров о нем. Тем не менее, Рузвельт порассуждал о различных пониманиях того, что такое золотой стандарт. Он ясно дал понять, что бумажные деньги уже не будут конвертироваться в золото, и золото не будет вывозиться за рубеж. Но он заявил, что “мы все еще в золотом стандарте”. После вопросов о том являются ли эти меры временными или постоянными, Рузвельт заявил, что США придется постоянно “управлять валютой”.
Что же журналисты поняли из заявлений Рузвельта? В США уже фактически не было золотого стандарта и будет проводиться постоянная политика управления количеством валюты. Таким образом, Рузвельт сможет повысить цены на сельскохозяйственные товары и поддерживать их на уровне, который бы обеспечивал фермерам более высокий уровень доходов.
5 апреля 1933 года Президентом США Франклином Рузвельтом был подписан Указ № 6102 о фактической конфискации у населения и организаций золота, находящегося в слитках и монетах. Все находящиеся на территории США физические и юридические лица, за редким исключением, были обязаны до 1 мая 1933 года обменять золото на бумажные деньги по цене $20,66 за тройскую унцию в любом банке на территории США, имеющем право принимать золото.
Это будет продолжаться следующие девять месяцев пока не был принят соответствующий закон (Закон, принятый 30 января 1934 г., предоставил президенту США полномочия по переоценке доллара в пределах 50-60% его существующего золотого содержания. 31 января 1934 г. офиц. постановлением президента золотое содержание доллара было уменьшено с 25 8/10 грана до 15 5/21 грана золота 900-й пробы. Одновременно долларовая цена золота повысилась на 59,04% от паритета, зафиксированного ЗАКОНОМ О ЗОЛОТОМ СТАНДАРТЕ 1900 г., в результате переоценки золота правительством США была получена золотая «прибыль» размером примерно на 2,806 млрд дол. США).
Следует признать, что Рузвельт ответственно контролировал стоимость доллара в течении всего срока своего нахождения у власти, а запасы золота США, фактически конфискованные у населения, стали самыми большими в мире. Президент имел право регулировать стоимость валюты в соответствии с внутренними экономическими потребностями, и он использовал это, чтобы поднять цены на продукцию сельского хозяйства. Со временем, новый доллар стал содействовать процветанию Америки, бумага, содержащая в себе золото, на которое ее, тем не менее, было невозможно обменять, станет основой мира подобных бумажных денег после заключения Бреттон-Вудских соглашений, вплоть до полной отмены золотого стандарта президентом Никсоном в 1971 году.
Отметим, что выход из Великой депрессии начался сразу с изменением политики Рузвельтом в марте 1933 года, Рузвельт, первым из американских президентов, смог использовать «печатание денег» для решения внутриполитических и экономических проблем США, фактически заложив основу дальнейшего использования доллара, как основы экономической политики США на долгое время.
При этом следует подчеркнуть, что заложенная Рузвельтом система денежного обращения до сих пор подвергается критике со стороны американских традиционалистов, правых политиков всех мастей, а также многими экономистами. Так, например, Дэвид Стокман, бывший республиканский конгрессмен от штата Мичиган, директор по бюджету в администрации президента Рональда Рейгана с 1981по 1985 год, в своей статье в газете New York Times 30 марта 2013 года пишет следующее: «Государственное крушение (США) началось в 1933 году, когда Франклин Д. Рузвельт выбрал политику бумажных денег (валюта принципиально не обеспеченная золотом), экономического национализма и поддержки картелей в сельском хозяйстве и промышленности» (полностью эта статья).
Намного раньше – в 1948 тогдашний республиканский конгрессмен от штата Небраска Ховард Баффетт (отец знаменитого миллиардера-инвестора Уоренна Баффетта) в своей статье: «В основе свободы человека лежат обеспеченные золотом деньги» отмечает, что «до 1933 года люди имели эффективный способ непосредственно требовать экономию бюджета. До 1933 года, когда народ беспокоился по поводу чрезмерных федеральных расходов, люди могли прийти в банки и обменять свои бумажные деньги на золото, а после ждать, когда здравый смысл вернется в Вашингтон».
Заканчивает свою статью Ховард Баффетт следующими пророческими словами: «До сих пор болезнь бумажных денег была довольно приятной привычкой, и от нее трудно добровольно отказаться, как наркоману трудно отказаться от наркотиков без борьбы. Однако, как и в случае наркотиков, конец этого пути не сулит ничего хорошего.
Я не могу найти ни одного доказательства в поддержку того, что наша затея с фиатными (бумажными) деньгами закончится лучше, чем закончились подобные эксперименты в других странах. Из-за силы нашей экономики, эта болезнь бумажных денег может развиваться еще много лет.
Однако мы можем уже сейчас подходить к критической стадии. Когда этот день настанет, наши политические правители, возможно, решат, что внешняя война или безжалостная регламентация будет хитрой альтернативой внутренних раздоров». (подробнее об этой статье, статья полностью доступна к скачиванию всем зарегистрированным пользователям)
Можно сказать, что финансовый кризис 2008 года, а также то, как американские власти борются с ним, вливая на финансовые рынки все больше и больше ликвидности, является следствием денежно-кредитной и бюджетной политики США, основы, которой были заложены Рузвельтом в его «новом курсе». Система «бумажных денег», просуществовав более 80 лет, возможно, сталкивается с тем, что опробованные еще Рузвельтом методы стимулирования экономики за счет закачки все большего количества денег перестают работать в условиях глобализации и высокоразвитых финансовых рынков. Мир, очевидно, нуждается в иных способах стимулирования экономического роста и обеспечения социальной справедливости.