Блог

Как Баффет создавал миллиардеров

Подписаться на наши услуги в телеграм: https://t.me/FTinvestlightbot

Стюарт Хориш

Бизнес Стюарта Хориша был в стиле фанк. В 1980 он был владельцем в третьем поколении компании Brown Welding Supply LLC, дистрибьютора танков для хранения водорода и кислорода, компания боролась с конкурентами, которые расширялись в штат Канзас, который он пока он контролировал.

"Это был прибыльный бизнес, но конкуренты покупали все больше грузовиков", 75-летний Хориш сказал в телефонном интервью из своего дома в Парадайз Воллей, штат Аризона. “Конкуренция только росла".

В расстройстве Хориш купил свои первые 40 акций Berkshire Hathaway (BRK / A) за $ 265 каждая, потратив на это денежные средства компании,  это произошло после того, как друзья рассказали ему о Уоррене Баффете, тогда еще мало известном руководителе компании. Он купил еще 60 акций через две недели за $ 295 и еще 200 за $ 330 через месяц.

Сегодня он миллиардер, с 4300 акциями Berkshire класса А. Хориш говорит, что у него больше акций, чем у  Билла Гейтса – самого богатого человека в мире и партнера Баффета. Его доля в компании Баффета оценивается в $742 миллиона и он имеет собственный капитал в размере не менее $ 1,1 млрд., в соответствии с индексом миллиардеров Bloomberg, но он никогда не появлялся в международных рейтингах богатства.

Хориш лишь один из миллиардеров выпушенных Berkshire. В дополнение к Баффету – четвертому богатейшему человеку в мире, по крайней мере шесть нынешних или бывших миллиардеров получили свои состояния в Berkshire. Они включают в себя Чарльза Мунгера – 89 летнего вице-председателя компании, а также Дэвида Готтесмана – 86-летнего члена правления Berkshire и основателя фирмы по управлению активами – First Manhattan Co.

‘Складные стулья’

Покойная жена Баффета – Сьюзен, умершая в 2004 году, имела 2,2 % акций Berkshire. Альберт Уелчи  – основатель FlightSafety International, Inc , которую Berkshire приобрела в 1996 году по цене около $ 1,5 млрд. акций и денежных средств, обменял свои 31,8 % FlightSafety на акции Berkshire, которые оценивались в $ 2,4 млрд., когда он умер 16 лет спустя. Гарольд Алфонд – основатель Dexter Shoe Co., умер в 2007 году с $ 3 миллиардами в акциях Berkshire.

Есть, вероятно, и другие миллиардеры, “выращенные” Berkshire. В июньском номере в 2010  году в интервью журналу Fortune, Баффет сказал, что он знал о двух акционерах Berkshire, имевших право быть в списке самых богатых американцев – Forbes 400, но не бывших в нем. "Их там много" – написала в электронном сообщении нам Дебра Босанек – помощник Баффета, говоря о количестве людей, которые могли бы стать миллиардерами Berkshire, если только они не отдали свои акции на благотворительность. Она сказала, что Баффет отказывается от комментариев.

Хориш вошел рано и держал.

"Я был на 32 ежегодных встречах", говорит Хориш, вспоминая некоторые ранние собрания, проводимые в кафетерии дочерней страховой компании Berkshire National Indemnity Co. в центре Омахи. "12 из нас сидели на складных стульях. Я привел друзей и подговорил их задавать вопросы, чтобы такие встречи продолжались и в будущем".

Хориш увеличил свою долю в Berkshire до 5800 акций класса А, а затем продал 1500 из них, начиная с 1998 года . Через год он продал семейную компанию и сосредоточил капитал в четырех закрытых фондах акций, и сейчас совместно управляет ими через Boulder Investment Advisers LLC – свою фирму управления активами.

Трасты Хориша держат 77 % своих средств в фондах, три из которых вложены в акции Berkshire, а также в доли в Wells Fargo & Co. (WFC), IBM и Wal -Mart Stores Inc (WMT), все из которых частично принадлежат и Berkshire.

Миллиарды Баффета

Поскольку фонды торгуются с дисконтом более чем 20 % от их чистой стоимости активов, он говорит, что инвесторы могут купить еще больше его любимых акций со скидкой. ”Если вы можете купить Berkshire за 80 % от того, что она на самом деле стоит, то это лучшее соотношение" сказал Хориш.

После падения в связи с последствиями финансового кризиса, который начался в 2008 году , Berkshire выросла на 28,7 % в этом году , опережая 21 % роста индекса S&P 500. При этом, Баффет добавил $ 11 млрд. к своему состоянию в этом году, больше, чем любой другой миллиардер , согласно рейтингу Bloomberg.

Потерянных миллиардеров, о которых говорил Баффетт, вероятно, можно разделить на два вида. Одни – это инвесторы, вступившие в инвестиционные партнерства Баффета с самого начала, первое из которых был создано в 1956 году. Другие – это владельцы бизнесов, которые были либо достаточно умны, либо достаточно удачливы, продав свои компании Berkshire за акции, а не за наличные деньги.

Понять детали того, что продавцы получили за свои бизнесы, не так-то и просто. Berkshire обычно не раскрывает того, сколько он платит при покупке закрытых компаний. В одном случае, однако, это произошло в случае Executive Jet Aviation, известную сейчас под именем NetJets Inc, продавца и оператора программ совместного владения бизнес-самолетов. Основатель компании – 69-летний Ричард Сантулли – продал бизнес Berkshire с помощью Goldman Sachs, владевшей в то время 25% его компании.

Баффет и Гейтс на борту самолета NetJets

Berkshire Hathaway заплатила около половины от покупной цены в $725 млн своими акциями, которые стоили $ 69 800 в день закрытия сделки в августе 1998 года. Если бы Сантулли получил свои 75 % акциями (максимально возможная доля), то он получил бы приблизительно 5190 акции Berkshire класса А , которые сейчас стоят $ 900 млн согласно вчерашней цене закрытия.

На самом деле у Сантулли было меньше половины в капитале компании, и он не сохранил все полученные акции, если верить информированному источнику, не пожелавшему раскрывать свое имя, т.к. это частное дело Сантулли. Он внес часть полученного от продажи компании имущества в свой благотворительный фонд RTS Family Foundation, а также другие филантропические проекты.

Другие руководители Executive Jet также получили компенсацию за свои доли в капитале, сказал этот источник. Сантулли покинул компанию в 2009 году, и сейчас занимает должность генерального директора расположенной в Дублине Milestone Aviation Group Ltd.

В 1995, не раскрывая условия договора, Баффет использовал акции Berkshire для покупки двух ритейлеров: R.C. Willey Home Furnishings Inc. в Солт-Лейк-Сити и Helzberg’s Diamond Shops Inc. из Северного Канзас-Сити, штат Миссури. В отчете Berkshire за 1995 год говорится, что за две компании было уплачено в общей сложности 15 762 акций.

Учитывая цену акций компании на день закрытия сделки, Berkshire потратила на ювелирный бизнес акций $173 млн, а согласно отчетам фондовому регулятору  Барнетт Хельцберг и его жена Ширли получили 7 510 акций напрямую. Сегодня этот пакет 79-летних стариков стоил бы $1.3 млрд. Большая часть из них была отдана на благотворительность, согласно источнику попросившего не называть его имени. Среди получателей – Хельцберг-Холл в центре актерского искусства Кауфмана в Канзас-Сити и канзасский зоопарк.

Если бы 81-летний Билл Чайлд, генеральный директор R.C. Willey Home Furnishings, сохранил три четверти из полагавшихся ему 7 730 акций, он был бы сегодня миллиардером. Однако он этого не сделал. Чайлд раздал больше половины полученных акций, об этом он сообщил в интервью Bloomberg News в этом месяце. Среди получателей – его дети, а также American Indian Services, предоставляющая финансовую помощь для детей индейцев, и местные вузы — Weber State University, Brigham Young University, University of Utah и Dixie State University.

“Мы решили, что лучше всего было бы отдать эти деньги,” сказал Чайлд.

Так, что миллиардеры Berkshire и их состояния  вполне реальны.

Давние акционеры

“Berkshire Hathaway выкупила 9 200 своих акций класса A по цене $131 000 за акцию у наследников нашего давнего акционера,” заявила компания. Эти акции на тот день оценивались в $1.2 млрд. Основатель FlightSafety Альберт Уелчи умер за два месяца до этого.

Еще два человека, ассоциировавшиеся с до-Berkshire партнерствами Баффета, умерли за 14 месяцев до этого релиза:

Первым был Бернард Сарнат – пластический хирург из Лос-Анжелеса, умерший в октябре 2011 года. Его 98-летняя жена – Рода была кузиной учителя Баффета Бенджамина Грэхема. Эта пара упомянута в книге “Снежный ком” – биографии Баффета, написанной Алисой Шредер. В книге говорится, что они инвестировали $10 000 в одно из ранних партнерств Баффета, которые он затем консолидировал в Buffett Partnership Ltd. в 1962 году. Для того, чтобы их состояние превысило сегодня $1 млрд, им пришлось бы дополнительно приобретать акции Berkshire. Звонки по месту жительства Роды Сарнат остались без ответа.

Другим был Нортон Додж – профессор экономики в колледже Сент-Мэри в Мэриленде, прославившийся коллекционированием предметов советского диссидентского искусства и умершего в ноябре 2011. Его отец, Гомер Додж, вложил $120 000 в одно из партнерств в 1956 году. Эта инвестиция дала Баффету капитал, в котором он нуждался для того, чтобы встать на ноги, если верить Шредер. “Гомер практически самостоятельно создал Баффета,” – сказала она в интервью.

Гомер Додж

Инвестиции в размере $10,000 в одно из трех первоначальных партнерств Баффета превратились бы в $172 953 к тому времени, как деньги партнеров были возвращены в 1970, согласно данным, собранным Bloomberg на основе опубликованных писем инвесторам.

В то время партнерам было предложены пропорциональные доли в Berkshire, которая в то время мало торговалась и полностью контролировалась Баффетом. Помимо Berkshire существовали еще два неликвидных холдинга: Diversified Retailing Co. и Blue Chip Stamps Co., которые в дальнейшем были слиты с Berkshire.

Инвестиция в $120 000

В письме партнерам от 26 декабря 1969 года Баффет сказал, что он готов выплатить партнерам 64% их инвестиций деньгами и остаток – акциями. Партнеры могли как продать свои акции Berkshire назад Баффету, могли оставить их себе и даже купить еще. Баффет тогда дал самый ценный за всю историю фондового рынка  совет, когда он сказал, что собирается купить больше акций Berkshire и Diversified.

“Я очень счастлив вложить значительную часть своего состояния в эти компании на долгосрочной основе,” сказал он в своем письме. “Очевидно, я считаю, что они будут стоить значительно больше через пять – десять лет.”

Одним из инвесторов, получившим эти акции, был Гомер Додж, физик, построивший здание факультета физики и астрономии Оклахомского университета, названного сегодня в его честь. В книге Шредер рассказывается о любопытном эпизоде, когда Додж показался на пороге дома Баффета в Омахе с каноэ, притороченном к крыше своего автомобиля. Баффет основал партнерство с помощью полученной от Доджа $120-тысячной инвестиции.

К тому моменту, как партнерство Баффета прекратило свое существование, инвестиции Доджа выросли до $2,1 млн, если верить цифрам, опубликованным в письмах инвесторам. Та часть, которая выплачивалась акциями Berkshire и других компаний, составила бы $750 000 — эквивалент 15 897 акций Berkshire. Додж помимо этого получил бы около $1.1 млн деньгами после уплаты налогов.

Гомер Додж умер в 1983 году. Ему наследовали его сын Нортон и дочь Алиса Додж-Уоллес. Детям, скорее всего, удалось избежать максимального 60% налога на наследство, существовавшего в 1983 году, говорится в книге Шредер. В интервью 1989 года журналу Fortune, Баффет описал партнерство с Доджем как “основанное с Гомером, его женой, детьми и внуками”.  Шредер говорит, что это, скорее всего, означает создание траста “пропущенного поколения”. “Баффет делал странные вещи на стороне,” – сказала она. “Поэтому нельзя сказать, что это было бы необоснованным предположением.”

В то время Баффет порекомендовал инвесторам в партнерство доверить свои деньги Биллу Руэйну из Ruane, Cunniff & Goldfarb Inc. Баффет сказал, что Руэйн был “управляющим деньгами, который по моему мнению имеет самый высший рейтинг с учетом комбинирования таких факторов, как целостность, способность и доступность всем партнерам.” Sequoia Fund (SEQUX), основанный Руэйном в июле 1970 года, ежегодно рос на 14,5% согласно данным Morningstar Inc. (MORN). Если бы Додж и его дети инвестировали $1.1 млн в этот фонд, его инвестиции сегодня стоили бы $390 млн. 15 897 акций Berkshire, которые могли находиться в наследстве Доджа, сегодня бы оценивались $2,7 млрд.

Если бы активы после смерти Гомера Доджа были разделены поровну, 92-летняя Алиса Додж-Уоллес и вдова Нортона Доджа, 76-летняя Нэнси Руйле-Додж, получили бы состояние в $1,5 млрд каждая. Никто из них не ответил на наши звонки.

С ростом 6 футов 4 дюйма и весом 220 фунтов, Хориш разделяет некоторые привычки Баффета: он тоже любит пить кока-колу и есть конфеты от See’s Candies. Он говорит, что тоже любит носить шорты и футболки поло из Costco. “Я уже даже и не упомню, когда в последний раз одевал галстук,” – сказал он.

Он путешествует на самолетах, управляемых NetJets между своими домами в Маунт-Худ в Орегоне, Парадайз-Воллей в Аризоне и Барбадосом, где он живет в поместье на берегу моря, которое называется Bellerive и когда-то принадлежало кинозвезде Клодетт Колбер.

“Он верит в Уоррена Баффета,” сказал Ричард Барр, приятель Хориша, бывший с ним в одном студенческом братстве во время учебы в Канзасском университете. “И он также очень верит в принцип “купи и держи”.

По материалу Блумберг Berkshire Billionaire Found With More Shares Than Gates

Конечно с нашей точки зрения это все очень далекие проблемы. Вряд ли кто-то из нас станет миллиардером или даже миллионером, однако в данном материале сквозной темой проходит стиль инвестиций, который приводит к богатству. Это все то же купи и держи, просто перед тем как купить надо правильно выбрать объект вложений. Желательно, чтобы он был недооценен рынком, а также приносил регулярный доход, который также может быть инвестирован.

Старый-добрый подход игнорируется всей биржевой индустрией, спекулятивно-активный трейдинг пропагандируется как единственно правильный способ инвестирования, хотя к инвестициям не имеет никакого отношения. А все из-за того, что активный трейдинг фактически является главным способом заработка брокерских фирм, о чем я не раз уже писал.

Рекомендую учиться у Баффета и других миллиардеров, выпушенных Berkshire, и учиться прежде всего тому как инвестировать, для Баффета и его последователей инвестиции ценны сами по себе, просто поймите, что нет никаких простых путей к богатству, а есть лишь долгосрочный инвестиционный подход, когда процент создает процент.

Ринат Хасанов (совместно с Игорем Холоденко)

Ничего не пропускайте с нашим бесплатным телеграм-каналом: https://t.me/ftinvest11.

Ринат Хасанов

Ринат Хасанов - кандидат экономических наук, автор более чем 70 научных трудов. С ноября 2018 - член экспертного совета Санкт-Петербургской биржи.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close