Блог

Как Хиллари Клинтон продавала сланцевый газ всему миру

Hillary Clinton

Министр иностранных дел Болгарии Николай Младенов встречает Хиллари Клинтон в Софии.

Морозным февральским утром 2012 года самолет Хиллари Клинтон приземлился в столице Болгарии, Софии. Одетая в теплое пальто, госсекретарь спустилась по лестнице на заснеженную взлетную полосу, где она и ее помощники погрузились в кортеж направляющийся к президентскому дворцу. В тот же день они встретились с болгарскими лидерами,  числе которых  был и премьер-министр Бойко Борисов, обсуждалось все, от кровавой гражданской войны в Сирии до поиска потерянных ядерных бомб. Но в центре внимания был Фракинг. В прошлом году Болгария подписала пятилетний $ 68 млн контракт, предоставив американскому нефтяному гиганту Chevron миллионы акров для добычи сланцевого газа. Болгары были возмущены. Незадолго до прибытия Клинтон, десятки тысяч демонстрантов вышли на улицы с плакатами с надписью "Stop fracking with our water" и "Chevron go home", а парламент Болгарии подавляющим большинством голосов проголосовал за запрет фракинга.

Клинтон призвала болгарских чиновников дать фракингу еще один шанс. По словам Борисова, она пообещала, что "лучшие специалисты по этим новым технологиям представят выгоды для болгарского народа." Но сопротивление только росло. В следующем месяце в соседней Румынии, тысячи людей собрались, чтобы выразить протест другому сланцевому проекту Chevron и парламент Румынии начал обсуждать свой собственный мораторий на добычу сланцевого газа. И опять вмешалась Клинтон, направив своего специального посланника по энергии в Евразии Ричарда Морнингстара для борьбы против запрета фракинга. Лоббирование усилиями Госдепартамента США завершились в конце мая 2012 года, когда Морнингстар провел серию встреч с ведущими болгарскими и румынскими официальными лицами. Он также рекламировал технологию в интервью болгарскому национальному радио, говоря, что это может привести к пятикратному падению цен на природный газ. Несколько недель спустя, парламент Румынии проголосовал против запрета фракинга, а Болгария облегчила свой мораторий.

Этот эпизод проливает свет на важную, но мало известную часть дипломатического наследия Клинтон. Под ее руководством Государственный департамент работал в тесном сотрудничестве с энергетическими компаниями для распространения фракинга по всему земному шару – это была часть более широкой движения, включая борьбу с изменением климата, рост глобальных поставок энергии, а также борьбу с такими противниками как Россия, которая используют свои энергетические ресурсы для влияния на другие страны. Однако экологические организации опасаются, что экспорт фракинга, который вызывает загрязнение питьевой воды и локальные землетрясения, может нанести ущерб странам с низкими стандартами экологического регулирования. В соответствии с интервью, дипломатическими телеграммами и другими документами, полученными Mother Jones, американские чиновники (некоторые с глубокими связями в нефтегазовом секторе) помогали американским фирмам получать потенциально прибыльные сланцевые концессии за рубежом, что вызывает вопросы относительно того чьим интересам они служат в действительности.

Геологам уже давно известно, что существуют огромные объемы природного газа, запертые в сланцевых породах, но его добыча не была экономически жизнеспособной вплоть до конца 1990-х годов, когда инженер их Техаса по имени Джордж Митчелл применил новый метод добычи, который включал в себя бурение скважин в сторону от исходной, а затем взрыв породы смесью воды, химикатов и песка, чтобы разбить сланец. Эта технология стала известна как гидроразрыв пласта или фракинг. Прорыв Митчелла воспламенил энергетическую революцию: в период между 2006 и 2008 годами, внутренние запасы газа в США выросли на 35 %, а Соединенные Штаты опередили Россию и стали крупнейшим в мире производителем природного газа. В результате, цены упали до рекордно низкого уровня и Америка начала отвыкать от угля, наряду с сокращением импорта нефти и газа, что уменьшало зависимость от стран Ближнего Востока. Бушующие поставки газа также помогли оказать влияние на Россию: прибыль Газпрома — государственной российской газовой компании упала более чем на 60 % в период между 2008 и 2009.

Клинтон, которую привели к присяге в качестве госсекретаря в начале 2009 года, считала, что сланцевый газ может помочь переписать мировую энергетическую политику. "Это момент глубоких перемен" — сказала она позже в Джорджтаунском университете. "Страны, которые зависели от других в поставках энергии, теперь производители. Как это изменит события в мире? Кто выиграет, а кто нет? … Ответы на эти вопросы даются прямо сейчас и мы намерены играть важную роль." Клинтон назначила адвоката по имени Дэвид Голдвин своим специальным посланником по международным энергетическим вопросам, он должен был "сделать энергетическую дипломатию ключевой функцией внешней политики США."

Голдвин имел долгую историю продвижения нефтегазовых интересов за рубеж, работая в департаменте энергетики чиновником во времена президентства Билла Клинтона и в качестве представителя нефтяной промышленности. С 2005 по 2009 год он руководил бизнес-ассоциацией США в Ливии, организацией которая финансировалась преимущественно за счет американских нефтяных компаний, в том числе Chevron, Exxon Mobil и Marathon. Голдвин лоббировал в Конгрессе про-ливийскую политику и даже боролся против законодательства, которое позволило бы семьям погибших после взрыва над Локерби подавать в суд на ливийское правительство за его предполагаемую роль в этом нападении.

Согласно дипломатических данных, опубликованных WikiLeaks, одним из первых инициатив Голдвина в Государственном Департаменте было проведение совещание с руководством нефтяной и газовой промышленности США " чтобы обсудить потенциальное международное влияние сланцевого газа." Клинтон затем послала телеграмму американским дипломатам в других странах, с указанием о том, чтобы те собирали информацию о потенциальном фракинге в принимающих их странах. Эти усилия в конечном итоге привели к Глобальной инициативе по сланцевому газу, которая была призвана помочь другим государствам развивать свой сланцевый потенциал. Клинтон пообещала, что будет делать это "экологически уважительно, насколько это возможно."

Сланцевая добыча успешно развивалась, хотя с экологическими группами никто не советовался. Когда Голдвин представил инициативу в апреле 2010 года он был на заседании Ассоциации Энергетики Соединенных Штатов — торговой организации, представляющей интересы Chevron, Exxon Mobil и ConocoPhillips, каждая из этих фирм собиралась развивать фракинг за рубежом. Среди их главных целей была Польша, предварительные исследования позволяли предположить, что там имеются высокие запасы сланцевого газа. На следующий день после объявления Голдвина, посольство США в Варшаве помогло организовать конференцию по сланцевому газу, проводимую этими же компаниями (плюс нефтесервисная компания Halliburton) и с участием польских должностных лиц.

В некоторых случаях, Клинтон лично продвигала сланцевый газ. Во время встречи с министрами иностранных дел в Вашингтоне в 2010, она рассказала о планах Америки помочь распространению фракинга за рубежом. "Я знаю, что в некоторых местах [он] является спорным," сказала она, "но природный газ является самым чистым ископаемым топливом для выработки электроэнергии на сегодняшний день." Позже она приезжала в Польшу для серии встреч с официальными лицами, после чего объявила о том, что эта страна присоединилась к Глобальной инициативе по сланцевому газу.

В августе 2010 делегаты из 17 стран прибыли в Вашингтон на первую конференцию по сланцевому газу, проводимую Государственным департаментом. СМИ было запрещено посещение данного мероприятия, а чиновники отказались раскрывать основную информацию, в том числе о том, какие конкретно страны участвовали. Когда конгрессмен Генри Ваксман запросил о степени участии бизнеса в конференции, он получил ответ о том,  что там было "ограниченное присутствие бизнеса". (должностные лица Госдепартамента с тех пор стали более разговорчивыми и сообщили Mother Jones, что в дополнение к ряду правительственных агентств США, в конференции участвовали и энергетические компании, такие как Devon, Chesapeake и Halliburton.)

Во время последовавшей быстрой пресс-конференции, Голдвин – низкорослый очкарик с копной темных волос, утверждал, что другие страны могли бы избежать ущерба окружающей среде, иногда связанного с фракингом, следуя примеру Америки, приняв “зонтик законов и правил”.  Один из репортеров предположил, что добыча нефти в США на самом деле "опережает возможности для эффективного контроля за безопасностью" и спросил, как мы можем быть уверены, что то же самое было бы не произойдет в другом месте? Голдвин ответил, что участники знают о вопросах безопасности от энергетических компаний и от Совета по охране подземных вод – некоммерческой организации, которая получает финансирование от нефтяной промышленности и выступает против федерального регулирования утилизации сточных вод после фракинга.

Голдвин и делегаты затем сели на автобус и поехали а Пенсильванию для проведения спонсируемого нефтепромышленностью обеда и посещения некоторых месторождений сланцевого газа. Пол Хуэпер — директор энергетических программ в Бюро Государственного департамента энергетических ресурсов, говорит, что тур был организован независимо и что энергетические компании были приглашены только на саму конференцию для обмена передовым опытом. "Мы очень тверды в этом," настаивал он. "Мы не зазывалы для бизнеса".

В то время как эта встреча помогла увеличить интерес, до 2011 года глобальная фракинг-лихорадка была только на бумаге. Весной 2011 управление энергетической информации США (EIA) опубликовало первоначальную оценку количества глобального сланцевого газа, которая показало, что 32 страны имели жизнеспособные сланцевые бассейны и имеют глобальные возмещаемые запасы сланцевого газа на уровне 6,600 триллионов кубических футов, что достаточно для того, чтобы обеспечить мир газом на более чем 50 лет при нынешних темпах потребления. Это была реальная возможность для крупных нефтяных и газовых компаний, которые в значительной степени пропустили бум фракинга в Соединенных Штатах и ​​находились под давлением со стороны Уолл-стрит, требующей увеличить свои сокращающиеся резервы. "Они в отчаянии," говорит Антуан Симон, который координирует кампанию против сланцевого газа в Друзьях Земли Европы. "Это последняя капля для того, чтобы продолжать добычу ископаемого топлива."

Американская нефтяная промышленность начала бороться за доступ к сланцевым месторождениям за рубежом, а также содействовать тому, что газ является топливом, способствующем сокращению выбросов углекислого газа. В Европе, лоббисты распространили доклад, в котором утверждалось, что Европейский союз может сэкономить 900 млрд евро, если инвестирует в добычу газа, а не в возобновляемые источники энергии для достижения своей климатической цели 2050 года. Это раздражало экологов, которые утверждают, что фракинг мало может способствовать борьбе с глобальным потеплением, учитывая, что скважины и трубопроводы содержат большое количества метана – газа способствующего увеличению парникового эффекта. Они также опасаются, что это может  вытеснить инвестиции в возобновляемые источники энергии.

К началу 2011 года Государственный департамент строил планы по запуску нового бюро, интегрировавшего фракинг во все аспекты внешней политики,  идею давно продвигаемой Голдвином. В 2005 году он и исполнительный директор Chevron Ян Калицкий опубликовал книгу под названием “Энергия и безопасность: на пути новой внешнеполитической стратегии”, которая утверждала, что энергетическая независимость будет недостижимой в ближайшем будущем, и призвал Вашингтон переключить свое внимание на энергетическую безопасность — на повышение мирового производства ископаемых видов топлива и снижение рисков, которые могли бы негативно повлиять на энергетические рынки. Голдвин и его идеи сыграли ключевую роль в формировании бюро, так что некоторые наблюдатели были удивлены, когда он тихо ушел в отставку незадолго до его запуска.

Когда я подошел к Голдвину после его недавнего выступления в Вашингтоне, округ Колумбия, чтобы спросить о его времени в Государственном департаменте и почему он ушел, он выскользнул через боковую дверь, а Калицкий перекрыл коридор, чтобы не дать мне пройти. Голдвин позже написал по электронной почте, что он просто решил "вернуться в частный сектор."

Примерно во время его ухода, WikiLeaks выпустил ряд дипломатических телеграмм, в том числе одну, описывающую встречу в 2009 году, во время которой Голдвин и канадские чиновники обсудили развитие нефтяных в провинции Альберта, проекта в котором участвовали некоторые из тех же самых фирм, что входили в Американо-Ливийскую Бизнес Ассоциацию. В телеграмме описано, что Голдвин тренировал своих канадских коллег по улучшению "сообщений по нефтеносным пескам" и помог облегчить их опасения в отношении поставки нефти из нефтеносных песков на рынки США. Это смутило государственный департамент, который рассматривает спорное предложение по строительству трубопровода Keystone XL для транспортировки сырой нефти из Канады и находится под огнем критики защитников окружающей среды.

После ухода с госслужбы, Голдвин устроился на работу в Sutherland – юридическую и лоббистскую фирму, которая говорит о своем "глубоком понимании" вопросов трубопровода, и основал свою собственную компанию — Goldwyn Global Strategies.

В конце 2011 года Клинтон наконец-то открыла новое Бюро энергетических ресурсов, с 63 сотрудниками и многомиллионном бюджетом. Она также пообещала поручить американским посольствам по всему миру активизировать работу по вопросам энергетики и “больше охватывать фирмы частного сектора”, некоторые из которых щедро поддерживали и ее, и политические кампании президента США Барака Обамы. (Один из руководителей Chevron вложил крупные суммы при баллотировании Клинтон на пост президента в 2008 году, например)

В рамках своего расширенного энергетического мандата, Государственный департамент организовывал конференции по фракингу от Таиланда до Ботсваны. Они направили экспертов США работать с иностранными официальными лицами при разработке программ по добыче сланцевого газа, организовали возможность для десятков иностранных делегаций посетить Соединенные Штаты и принять участие в семинарах, встретиться с отраслевыми консультантами, а также с экологическими группами, в некоторых случаях.

Нефтяные гиганты США, тем временем, расхватывали участки по добыче природного газа. К 2012 году Chevron получили большие территории в Аргентине, Австралии, Канаде, Китае и Южной Африке, а также в Восточной Европе, одна Польша предоставила более 100 участков, охватывающих почти треть территории страны. Когда осенью был зажжен первый сланцевый газовый факел на вершине скважины пробуренной компанией Halliburton, государственная газовая компания Польши оплатила рекламу на всю страницу в крупнейших газетах страны, показывающую веретенообразную буровую установку, поднимающуюся над холмами в маленькой деревушке Любочино вместе со слоганом: "не потушить пламя надежды." Политики пообещали, что Польша в скором времени освободится от своего заклятого врага, России, которая поставляет львиную долю газа. "После нескольких лет зависимости от нашего большого соседа, сегодня мы можем сказать, что мое поколение увидит тот день, когда мы будем независимы в сфере природного газа", заявил премьер-министр Дональд Туск. "И мы будем устанавливать условия."

Картинки по запросу Lubocino

Но сланцы не стали той находкой, на которую надеялись лидеры отрасли и иностранные правительства. С одной стороны, новое исследование Геологической службы США показало, что оценки EIA были сильно завышены: запасы сланцев в Польше были снижены с 187 триллионов кубических футов до 1,3 триллионов кубических футов – это падение 99 %. Геологические условия и другие факторы в Европе и Азии делали фракинг более сложным и дорогим, чем в США; одно исследование показало, что бурение сланцевого газа в Польше будет стоить в три раза дороже, чем в Соединенных Штатах.

К 2013 году американские нефтяные гиганты отказались от своих польских проектов. "Ожидания в отношении глобального сланцевого газа были чрезвычайно высоки," говорит Хуэпер из Государственного департамента. “Но геологические ограничения и надземные проблемы огромны. Несколько стран имеют потенциал для бума, но не для глобальной революции сланцевого газа”.

Политика фракинга за рубежом не получила поддержки. По словам Сьюзен Сакмар, приглашенного профессора права в Университете Хьюстона, Соединенные Штаты являются одной из немногих стран, где отдельные землевладельцы владеют правами пользования недрами. "В большинстве, возможно, во всех других странах мира, подземные ресурсы принадлежат короне или правительству", объясняет она. Тот факт, что собственники не земли не получают прибыль от бурения на их земле поддерживается общественным мнением в некоторых частях мира, особенно в Восточной Европе. Американские официальные лица полагают, что Россия также приложила руку в разжигании протестов. "Дипломаты в регионе согласны в том, что Россия защищает свои интересы", говорит Марк Гитенстейн — бывший посол США в Румынии. "Она не хочет сланцевый газ по очевидным причинам."

Столкнувшись с этими препятствиями, американские и европейские энергетические компании начали лоббистские налеты на Европейский Союз. Они создали искусственные низовые организации, заваливали законодателей результатами ими финансируемых исследований, а также устраивали щедрые обеды и конференции для регулирующих органов. Веб-сайт одной такой организации, по данным Друзей Земли Европы, представлял доклады от Exxon Mobil, Total и Halliburton предупреждая, что неспособность разрабатывать сланцевый газ "будет иметь разрушительные последствия для европейской энергетической безопасности и процветания", и призывал европейские правительства "разрешить разведку сланцевого газа", чтобы они могли "в полной мере понять масштаб возможностей."

Лоббисты из США также ввязались в драку. Covington & Burling — крупная Вашингтонская фирма, наняла нескольких бывших высокопоставленных политиков, в том числе топ-энергетического чиновника ЕС, который, по данным New York Times, предложил пока еще не принятый свод правил Европейской комиссии по фракингу.

В июне 2013 года сотрудник Covington & Burling  Жан де Рэт, бывший бельгийский дипломат и советник Европейской комиссии, провел мероприятие в Брюссельском офисе фирмы. Руководители Chevron и других нефтяных и газовых бегемотов приняли в ней участие, также это сделал Курт Ванденберг — один из главных экологических регуляторов еврокомиссии. Эти стратегии начали окупаться: недавно Еврокомиссия выпустила рамочные правила для регулирования фракинга, которые включают в себя рекомендации для правительств, но не это не требования. "Они выбрали самый худший вариант, который они имели," говорит Симон из Друзей Земли Европы. "Люди на самом высоком уровне комиссии находятся в кармане у бизнеса".

Голдвин был также занят промоушеном фракинга за рубежом, на этот раз от имени бизнеса. В период с января по октябрь 2012 года его фирма организовала серию семинаров по сланцевому газу для должностных лиц в Болгарии, Литве, Польше, Румынии и Украине, все они финансировались Chevron. События были закрыты для публики, когда румынский журналист Влад Урсудеан попытался поприсутствовать на румынском собрании, Голдвин лично выпроводил его.

David Goldwyn

Дэвид Голдвин в 2006 году на конференции НАТО.

Голдвин сказал Mother Jones, что на этих рабочих совещаниях были представлены доклады по техническим аспектам фракинга учеными из Колорадо и Пенсильвании. Chevron, утверждает он, “не имеет права редактирования”. Но все эти страны, за исключением Болгарии, которая была в разгаре анти-фракинговых протестов, позже предоставили Chevron крупные сланцевые участки.

В некоторых случаях, Государственный департамент непосредственно участвовал в согласовании сделок. Гитенстейн – тогда посол США в Румынии, встретился с руководством Chevron и румынскими чиновниками, убеждая тех передать миллионы акров для сланцевой добычи. "Румыны просто сидели на аренде и Chevron был расстроен. Так что я вмешался," говорит Гитенстейн, чье назначение в государственный департамент было пролоббировано Mayer Brown, юридической и лоббистской фирмой, представляющей интересы Chevron. "Это то, что традиционно делают послы от имени американских компаний." В конце концов, Румыния подписала соглашение с Chevron сроком на 30 лет, несмотря на массовые, общенациональные протесты.

Когда же правительство Румынии задумалось о запрете фракинга, Гитенстейн сразу выступил на румынском телевидении и предостерегал, что без фракинга, нация может застрять и платить в пять раз больше, чем в Америке. Он добавил, что американские сланцевые компании "достигли больших успехов без последствий для окружающей среды". Предлагаемый мораторий вскоре скончался.

Несколько недель спустя Chevron готовился строить свой первое сланцевое месторождение около Пунгести — крошечной фермерской деревни на северо-востоке Румынии. Согласно памятки премьер-министра, румынский чиновник встретился с руководством Chevron и сотрудником посольства, чтобы выработать стратегию по пиару проекта. Они решили организовать мероприятие во Дворце Виктория в Бухаресте. Спикером они назначили Дамиана Драчиси — харизматичного румынского законодателя, который был "личностью, признаваемой цыганским меньшинством", которые "значительно присутствуют" вокруг запланированных участков бурения Шеврон. "Это был действительно экстраординарный уровень сотрудничества между этими игроками," говорит Урсулеан, который писал о деятельности Chevron в Румынии. "Это так, как будто они все были ветви одной и той же компании."

Эта стратегия не смогла успокоить гнев общественности. Когда Chevron, наконец, сделал попытку установить буровую установку в конце 2013 года, жители, включая пожилых сельских жителей, прибывших на конных повозках, заблокировали запланированные участки бурения. Румынская Православная Церковь сплотились вместе с ними, при этом один местный священник назвал Chevron вражескими "захватчиками". Вскоре протесты против фракинга прошли в Польше и в Соединенном Королевстве. Но Chevron не отступил. Наряду с другими американскими энергетическими компаниями, он лоббировал поправку в торговое соглашение между США и ЕС, позволяющую американским компаниям подавать на европейские правительства в международный арбитражный суд в случае любых действий, угрожающих их инвестициям. Chevron утверждал, это было необходимо для защиты акционеров от "произвольного" и "нечестного" обращения со стороны местных властей. Но экологические группы говорят, что  они воспрепятствуют принятию фракинг регулирования, упоминая иск в размере $ 250 млн., который компания Lone Pine Resources подала против канадской провинции Квебек из-за временного запрета на фракинг вблизи с источников питьевой воды.

Несмотря на общественный резонанс в Европе, Государственный департамент продолжил этот курс. Преемник Клинтон на посту госсекретаря — Джон Керри, рассматривает природный газ в качестве ключевой части его политики против изменения климата. При Керри, государство увеличило инвестиции в свою инициативу по сланцевому газу и планирует расширить ее до более 30 стран, включая Камбоджу и Папуа-Новую Гвинею.

После Крымского кризиса, администрация Обамы также надавила на страны Восточной Европы, чтобы быстрее осуществлять сланцевые инициативы и меньше зависеть от России. Во время апрельского визита на Украину, которая предоставила уступки Chevron и Royal Dutch Shell, вице-президент Джо Байден заявил, что Соединенные Штаты предоставят технических экспертов, чтобы ускорить развитие сланцевого газа. "Мы готовы помочь вам," пообещал Байден, чей сын Хантер с тех пор вошел в состав совета украинской энергетической компании. "Представьте себе, где вы были бы сегодня, если бы вы были в состоянии сказать России — заберите свой газ назад. Это был бы совсем другой мир".

Эта история была поддержана Фондом журналистских расследований.

Перевод FTinvest.ru

Оригинал на английском языке How Hillary Clinton’s State Department Sold Fracking to the World

Ринат Хасанов

Ринат Хасанов - основатель сайта www.FTinvest.ru. создатель методики оценки акций с помощью фундаментального анализа, кандидат экономических наук, автор более чем 60 научных трудов. Оказывает услуги по финансовому консультированию с помощью технического и фундаментального анализа с мая 2012 года. С ноября 2018 - член экспертного совета Санкт-Петербургской биржи.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close