Блог

О финансовой (бюджетной) политике Российской Федерации

Подписаться на наши услуги в телеграм: https://t.me/FTinvestlightbot

Сегодня мы опубликовали 2 интересные новости о состоянии бюджетов в РФ и США:

Дефицит бюджета США увеличился до $ 898 млрд за 11 месяцев 2018 бюджетного года
За январь — август 2018 федеральный бюджет РФ исполнен с профицитом в 3,1% ВВП

Получается, что бюджетная политика России и США прямо противоположны. Американцы по сути уже много десятилетий проводят так называемую “мягкую” бюджетную политику, т.е. финансируют государственные расходы через увеличение заимствований, в итоге доведя свой государственный долг до 21,5 триллиона долларов. Во многом это следствие еще кейнсианских рецептов 30-х годов, когда было предложено недостаток частных инвестиций в экономике компенсировать государственными, именно тогда это все началось, еще при Рузвельте, который сначала отобрал у населения золото, а потом, получив деньги, начал строить дороги и другую инфраструктуру для выхода из великой депрессии.

И этот кейнсианский рецепт в Америке успешно использовали разные поколения президентов, сокращал налоги и наращивал госрасходы Рейган, потом Буш-младший, который заявил, что “дефицит не имеет значения”, теперь то же самое делает Трамп. Результат – огромный государственный долг, который правда в основном находится либо в руках ФРС, либо под его контролем. Поэтому в общем-то никто в Америке сильно о проблеме долга не переживает, хотя возможно и стоит переживать, так как все это однажды может выйти из под контроля, что приведет к инфляции доллара и тому, что доверие к американскому госдолгу будет подорвано навсегда. И больше нельзя будет постоянно занимать, занимать, занимать…

В России ситуация принципиально иная и если американскую политику можно назвать “мягкой”, то у нас бюджетная политика абсолютно жесткая, причем без всяких ковычек. С начала 2000-х годов российский бюджет практически никогда не планировался с дефицитом, долгое время примерно до 2009 года, федеральный бюджет планово принимался с профицитом, при этом все дополнительные доходы бюджета направлялись в резервы, которые в настоящий момент времени составляют 460,6 миллиардов долларов США и они растут, более того, когда в 2015 году резервы РФ снижались их минимальный размер составлял 356 миллиардов долларов, а это все равно огромная сумма.

При этом следует понимать, что резервы включают в себя только абсолютно ликвидные активы, такие как иностранная валюта и золото, сюда не входят другая государственная собственность, которая может приносить регулярный доход, например, акции Газпрома, Роснефти и др. А вообще было бы не плохо и выделить эти активы, создав российский аналог пенсионного фонда Норвегии, который скупает что-то там за границей, в том числе акции и недвижимость, так нам не надо за границей, а вот использовать дивиденды госкорпораций на выплату пенсий – почему бы и нет? Можно же не только доллары и золото скупать, но и активы, часть резервов ЦБ также могла бы наполнять этот пенсионный фонд, ну например, можно выделить скажем 50 миллиардов долларов, это было бы 3350 млрд. руб. на эти деньги купить скажем те же государственные облигации и получать 8% ежегодно, т.е. 268 млрд. руб. И здесь вариантов очень много, можно планировать поступления и расходы, в том числе по годам. В общем, как вы понимаете, вопрос количества и качества государственных резервов не праздный, а очень важный, особенно с учетом последних изменений в пенсионном законодательстве.

Но это мы поговорили про резервы, но в Америке такого понятия просто нет, да там есть золотой запас, но нет никакого запаса евро или японских йен, здесь конечно нельзя сравнивать, так как доллар США является мировой валютой и, наверное, резервы ЦБ РФ нужны, но сама их необходимость – это также и вопрос бюджетной политики, США не нужны резервы, так как они всегда могут занимать.

Поэтому корень проблемы – все таки бюджетная политика, сам путь по которому идет страна. И если США предпочитают наращивать бюджетные расходы за счет увеличения долга, то что Россия? Мы по прежнему четко сводим доходы и расходы бюджета, уже почти 20 лет с момента прихода Путина к власти. Это было хорошее время, но может быть настало время для рывка?

Президент в новых майских указах обозначил новые приоритеты, поставив цель значительного экономического роста к концу своего срока в 2024 году, по сути России предложено сделать рывок, но для рывка нужны средства… И правительство сразу начало изыскивать деньги, не найдя ничего лучше чем повышение НДС на 2%. Зачем? Неужели 2% НДСа что-то решат?

Конечно нет. Нужны гораздо большие деньги! А где их взять? Занимать, занимать у своих же граждан и компаний, в конце концов у ЦБ РФ, который может воспользоваться очень удачным опытом количественных смягчений в США и ЕС. Да это немного увеличит риски, но можно же рассуждать как Трамп – экономика вырастет и доходы бюджета возрастут. При этом это (рост доходов бюджета) вовсе не обязательно, так как у РФ нет столь громадного госдолга как у США, у нас есть как минимум 10, а то и 15 лет для усиленного рывка через бюджетные инвестиции.

Надо составить список общенациональных инвестиционных проектов и их осуществить. Надо выравнивать ситуацию в регионах, если мы хотим через 10-15 лет сохранить население Сибири и Дальнего Востока. Нам нужен рывок, но одновременно и облегчение на 10-15 лет, а там будет видно что делать дальше…

Да, наверное, если бы мы жили в вакууме, ответственная бюджетная политика была бы правильным выбором, так как надо жить по средствам, но мы не одни в этом свете, идет постоянная конкуренция между странами за инвестиции, ресурсы, за людей. Можно стойко держаться всех писанных и неписанных бюджетных правил, но наш конкурент – Америка этого не делает и, что характерно, не собирается делать, то как мы с ней собираемся соперничать, если у них изначальное преимущество?

Так что сейчас самое время изменить бюджет, нарастить госрасходы и 7-10 лет проводить такую политику, это вселит уверенность в людей и бизнес и они сделают еще более масштабные частные инвестиции, что и выведет экономику и общество на совершенно новый уровень…

Ничего не пропускайте с нашим бесплатным телеграм-каналом: https://t.me/ftinvest11.

Ринат Хасанов

Ринат Хасанов - кандидат экономических наук, автор более чем 70 научных трудов. С ноября 2018 - член экспертного совета Санкт-Петербургской биржи.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close