Блог

Снижение числа трудоспособного населения США усиливает проблемы на рынке труда

Подписаться на наши услуги в телеграм: https://t.me/FTinvestlightbot

image

Американцы выбывают из состава рабочей силы в беспрецедентных масштабах. Но тенденция в большей степени связана с выходом на пенсию бэби-бумеров, чем разочарованными искателями работы, отказавшимися от своих поисков.

Доля трудоспособного населения США (либо работающих, либо ищущих работу) в марте достигла своего самого низкого уровня с 1979 года. Индекс, известный как коэффициент участия, в настоящее время составляет 63,6%, по сравнению с 66% – в момент начала рецессии. Разница составляет около семи миллионов работающих, которые сейчас "пропали без вести" из состава рабочей силы.

Апрельский доклад о количестве рабочих мест выйдет в ближайшую пятницу, он, вероятно, не повторит историческое мартовское снижение, когда рабочая сила сократилась на почти полмиллиона человек. Но, скорее всего, не будет показано и значительного улучшения. Коэффициент участия в целом имеет тенденцию к снижению и во время рецессии, и когда экономика восстанавливается, он продолжает падать даже когда другие индексы экономического благосостояния улучшаются.

Падающий коэффициент участия вызывает два основных вида страха среди экономистов. Во-первых, можно предположить, что ситуация на рынке труда еще хуже, чем кажется. Уровень безработицы, например, упал до уровня 7,6% в марте – самого низкого с конца 2008 года. Но эта цифра включает только людей, которые активно ищут работу. Плюс недостающие миллионы и уровень безработицы будет 11,4%.

Второе опасение, связано с тем, что если безработные отказываются от поиска работы, они могут совсем отдалиться от рынка труда, и они вряд ли вернутся даже если появятся рабочие места. Они начнут использовать “страхование на случай инвалидности” (возможно какой-то вид пенсий), в марте 2012 8,9 миллионов американцев получали федеральные пособия по инвалидности, по сравнению с 7,1 млн., когда началась рецессия. Американцы могут получать и другие государственные пособия, а также выходить на пенсию раньше, чем планировалось или работать за наличные в теневой экономике. Все это может создать более глубокие структурные проблемы, которые могут сохраниться в течение длительного времени, даже если экономика окончательно выздоровеет.

Внимательный взгляд на цифры вызывает страхи, хотя реально они могут быть и преувеличены.

С одной стороны, уровень участия падал задолго до рецессии, и что падение почти наверняка продолжилось даже если бы спад никогда не случился. Основная причина этого – демографическая: американцы имеют гораздо больше шансов на работу в возрасте от 25 до 54 лет, чем когда они старше или моложе. Но со старением бэби-бумеров, и с многими из их детей в настоящее время находящимися по крайней мере в возрасте 16 лет, но еще не в расцвете своей трудовой жизни, эти старшие и младшие слои населения трудоспособного возраста возрастают наиболее быстро. С учетом  изменения общего количества населения, "отсутствующая" рабочая сила сокращается до около 4,3 миллионов.

Более того, даже с учетом того, что молодежь составляет большую часть населения трудоспособного возраста, становятся все менее вероятным, что они начнут работать. Это отчасти является результатом повышения процента учащихся в колледжах и частично из-за снижения темпов занятости среди школьников. Оба показателя демонстрируют долгосрочные тенденции, которые, вероятно, были ускорены рецессией, так как молодые люди поступили в вузы частично из-за того, чтобы избежать жестокой конкуренции на рынке труда,так как работодатели отвергают подростков, предпочитая более опытных сотрудников. Без сомнения, многие из этих подростков и 20-летних предпочли бы работать, но они не сидят без дела ожидая улучшения на рынке труда, 350 000 из “пропавших без вести” молодых людей учатся очно в вузах.

Наконец, финансовый кризис и рецессия, наряду с более долгосрочными тенденциями, такими как увеличение продолжительности жизни, привели к тому, что многие пожилые американцы отложили выход на пенсию, хотя гораздо меньшая доля из них работает, по сравнению с теми, кто находятся в расцвете трудоспособного возраста. В сумме это дает около 1,2 млн. дополнительных пожилых работников на рынке труда, что компенсирует общее снижение трудоспособного населения.

Сложите все это вместе, и в итоге рабочей силе не хватает около трех миллионов работников. Это все еще значительное число: если добавить к ним временных работников и безработных, уровень безработицы увеличится до 9,3%. Но это означает, что снижение коэффициента участия дает больший вклад в уровень безработицы, чем слабая экономика. Рэй Стоун, экономист в Stone & McCarthy Research Associates из Принстона, штат Нью-Джерси, отмечает, что число "отчаявшихся" работников, т.е. тех кто бросил искать работу, потому что больше не надеется ее найти, на самом деле имеет тенденцию к снижению на протяжении последних двух лет.

"По общему мнению падение коэффициента участия связано с тем, что увеличивается число отчаявшихся, которые исключаются из числа безработных" говорит г-н Стоун. "Это чрезмерно упрощенное мнение".

Даже если работники не все  отчаялись, сокращение рабочей силы по-прежнему значительно. Многие пожилые американцы уходят на пенсию, с гораздо меньшими сбережениями, чем они планировали. Многие молодые страдают от огромной долговой нагрузки, чтобы оплачивать учебу в вузах. И даже если число отчаявшихся работников падает, ряды тех, кто не имеет работы по другим причинам растут (например из-за невозможности одновременно работать и ухаживать за ребенком). Г-н Стоун утверждает, что это может быть признаком того, что рабочие места, которые доступны не оплачиваются достаточно хорошо, чтобы покрыть расходы на уход за ребенком, и это говорит о том, что  многие из создаваемых рабочих мест, либо низкооплачиваемы, либо предполагают работу неполный рабочий день (об этом читайте этот материал).

В действительности же, центр внимания на размере рабочей силы может скрыть то, что в действительности отсутствует в экономике: рабочие места. Почти четыре года восстановления, а в США по-прежнему работает на три миллиона меньше людей, чем в декабре 2007 года. Почти 12 миллионов человек остались без работы, две пятых из них не имеют работы в течение более шести месяцев. Эти люди не выпали рабочей силы, но они все еще далеки от получения рабочего места.

По материалу WSJ Real Culprit Behind Smaller Workforce: Age

Ничего не пропускайте с нашим бесплатным телеграм-каналом: https://t.me/ftinvest11.

Ринат Хасанов

Ринат Хасанов - кандидат экономических наук, автор более чем 70 научных трудов. С ноября 2018 - член экспертного совета Санкт-Петербургской биржи.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close