Блог
Банки предоставляют богатым дешевые кредиты для финансирования их образа жизни
Управляющий хедж-фондом миллиардер Алан Говард заплатил 59 миллионов долларов за таунхаус на Манхэттене в марте, а всего два месяца спустя он получил на этот объект недвижимости ипотеку размером 30 миллионов долларов от Citigroup Inc.
Денис Свердлов, богатство которого составляет 6,1 миллиарда долларов благодаря его акциям в компании-производителе электромобилей Arrival, недавно заложил часть этой доли за кредитную линию в том же банке. Для Эдгара и Клариссы Бронфман залогом по кредиту являются, в частности, картины Дэмиена Херста и Диего Риверы. Филипп Лаффон, тем временем, заложил долю в своем Coatue Management для получения кредитной линии в JPMorgan Chase & Co.
В сфере личных финансов долг в значительной степени рассматривается как необходимое зло, которое следует свести к минимуму. Но при рекордно низких процентных ставках и росте стоимости многих активов — это одна из самых важных частей инструментария миллиардера и одна из самых горячих в банковском деле.
Благодаря Бронфманам, Говардам и Свердловым по всему миру крупнейшие инвестиционные банки США сообщили о значительном росте объема кредитов, которые они предоставили своим самым богатым клиентам, главным образом из-за спроса на долговые обязательства, обеспеченные активами.
Кредитный портфель Morgan Stanley в прошлом квартале приблизился к 76 миллиардам долларов, что на 43% больше, чем годом ранее. Bank of America Corp. сообщил о балансе таких кредитов в размере $67 млрд, что более чем на 20% больше, чем в прошлом году, в то время как кредиты Citigroup частным лицам, включая, но не ограничиваясь кредитами, обеспеченными ценными бумагами, выросли на 17%. Аппетит к таким кредитам был основной движущей силой увеличения среднего объема кредитов на 21% в подразделении JPMorgan по управлению активами и активами. А в UBS Group AG объем кредитования под залог ценных бумаг вырос на 4 миллиарда долларов.
«Это настоящий бизнес-победитель для банков», — сказал Роберт Вебер, главный исполнительный директор фирмы по управлению активами Tiedemann Constantia, добавив, что его клиентам недавно была предоставлена возможность брать кредиты под залог недвижимости, портфелей ценных бумаг и даже отдельных акций.
Рекордно низкие процентные ставки вызвали самый большой за всю историю рост заимствований, и даже миллиардеры, у которых достаточно наличных денег, чтобы заполнить бассейн, не хотят сидеть сложа руки.
И не без оснований. Поскольку активы как государственные, так и частные имеют исторически высокую оценку, акционеры не хотят продавать их, надеясь на дальнейший рост. Так соучредитель Appian Corp. Мэтью Калкинс заложил часть своей доли в софтверной компании стоимостью примерно 3,5 миллиарда долларов, эти акции выросли примерно на 145% в прошлом году.
«Семьи с состоянием в 100 миллионов долларов и более могут занимать под менее 1%», — сказал Дэн Гимбел, директор NEPC Private Wealth. «Для их образа жизни могут быть интересны покупки автомобилей, лодок или даже небольшого бизнеса, и они могут обратиться к этой кредитной линии, а не брать деньги из портфеля, поскольку они хотят быть полностью инвестированными».
Яхты и частные самолеты были особенно популярными покупками в прошлом году, по словам управляющих активами, один из которых описал это как «заимствование для покупки социальной дистанции».
Кредиты также позволяют сверхбогатым избежать уплаты налогов на прирост капитала в то время, когда оценки высоки, а ставки могут вырасти, возможно, даже почти вдвое. По словам Майкла Фаррелла, управляющего директора SEI Private Wealth Management, отсрочка уплаты налогов является «значительным преимуществом» как для концентрированных, так и для диверсифицированных портфелей (здесь речь идет о том, что такой налог возникает только при фиксации доходности — продаже актива, в случае с кредитованием продажа не происходит).
Критики говорят, что такие кредиты — это всего лишь еще один клин в постоянно увеличивающемся разрыве в благосостоянии людей. «Кредиты, обеспеченные активами, являются одним из основных инструментов, которые ультра-богатые используют для снижения своих налоговых обязательств до нуля» — сказал Чак Коллинз, директор Программы по неравенству и общему благу в Институте политических исследований.
В то время как использование акций в качестве залога является наиболее распространенной тактикой для банков, предоставляющих кредиты богатым, клиенты, находящиеся дальше по шкале богатства, обычно имеют множество вещей, которые они могут реально заложить, таких как особняки, самолеты и даже более эзотерические предметы коллекционирования, такие как часы и классические автомобили.
Одним из больших преимуществ для богатых заемщиков сейчас является и то, что ставки в итоге вырастут, а они смогут удерживать низкие затраты по займам в течение десятилетий. Некоторые частные банки предлагают ипотечные кредиты на жилье сроком до 20 лет с фиксированными процентными ставками до 1%.
По словам Али Джамала — основателя компании Azura, богатые могут застраховаться от роста стоимости кредитов в будущем.
«Имея клиентов со сверхвысоким капиталом, вы часто думаете о следующем поколении» — сказал Джамал, бывший управляющий директор Julius Baer Group Ltd. «Если у вас есть сын или дочь, и вы знаете, что они хотят однажды пожить в Милане, Санкт-Морице или Париже, теперь вы можете обеспечить им будущее жилье, и банк фиксирует вашу процентную ставку на целых два десятилетия».
Кредитование под залог ценных бумаг сопряжено с рисками для банка и заемщика. Если стоимость активов упадет, заемщикам, возможно, придется раскошелиться, чтобы выполнить маржинальные требования. Банки ценят свои отношения со своими богатейшими клиентами, но просроченные кредиты являются дорогостоящими и унизительными.
Спросите JPMorgan. Банк помог организовать кредитную линию в размере 500 миллионов долларов для основателя WeWork Адама Неймана, заложенную под стоимость его акций, сообщает The Wall Street Journal. После того как эти акции рухнули, Softbank Group Corp. пришлось вмешаться, чтобы помочь Нойманну погасить кредиты.
Тем не менее, для банков это риск, на который стоит пойти. Отвечая на вопрос о кредитах, обеспеченных ценными бумагами, финансовый директор Morgan Stanley Шарон Ешайя сказала, что они «исторически видят минимальные убытки». Среди прошлых клиентов банка-Илон Маск, который обратился к ним за 61 миллионом долларов в виде ипотечных кредитов на пять объектов недвижимости в Калифорнии в 2019 году, при этом он владеет акциями Tesla Inc. на миллиарды долларов.
«Как всегда говорил Джеймс [Горман] — это продукт, в котором вы возвращаете деньги богатым клиентам», — сказала Ешайя, имея в виду главного исполнительного директора Morgan Stanley. «И это то, что находит отклик».
Неполный перевод материала Блумберг Banks Are Giving the Ultra-Rich Cheap Loans to Fund Their Lifestyle