Уоррен Баффет превосходно разъяснил, как формируются пузыри

warren_buffett_mpw2.top.jpg

Автор Елена Холодны

В своих показаниях Комиссии по расследованию финансового кризиса (Financial Crisis Inquiry Commission, FCIC) в 2010 году, Уоррен Баффет ответил на несколько вопросов о том, что, по его мнению, вызвало пузыри на кредитном рынке и рынке недвижимости.

Он также дал кристально чистое объяснение, каким образом формируются пузыри.

Эти материалы являются прекрасным чтением для тех, кто интересуется инвестированием или бихевиористической экономикой.

Эти показания были опубликованы среди документов, недавно выложенных Национальным архивом США, среди которых были расшифровки, повестки дня заседаний и подписки о неразглашении FCIC. Эта комиссия была сформирована Конгрессом  для расследования причин случившегося кризиса.

В любом случае, вот слова Баффета (выделения автора):

"... Мой бывший босс, Бен Грэхем, однажды около 50 лет назад высказал мне мысль, которая застряла у меня в голове, и теперь я увидел подтверждение этому.

Он сказал: “В инвестициях можно заиметь намного больше проблем, используя вполне здравый подход, чем когда ты руководствуешься ошибочными предпосылками.”

Если, скажем, вы исходите из того, что Луна сделана из зеленого сыра или чего-то еще, это совершенно открытая и понятная ерунда. Если вы решили исходить из того, что обычные акции работают лучше облигаций, [... это] становится основой для пузыря [1929 года]. Люди считали, что акции начинают выглядеть прекрасно, и они забыли, что у исходной предпосылки имеются ограничения [....]  В результате через какое-то время изначальная предпосылка, которая послужила некоторым толчком для того, что в дальнейшем превратилось в пузырь, оказалась полностью забытой, и в дело вступает движение цен.

И вот теперь мы увидели такие же вещи в недвижимости. Это было совершенно рациональной предпосылкой, что стоимость домов должна расти с течением времени, так как доллар продолжает обесцениваться. [...]

А так как 66% или 67% людей хотят иметь собственное жилье, и в связи с тем, что можно одолжить деньги на его покупку и вы мечтаете купить собственный дом, если вы реально верите в то, что цены на дома будут расти, вам нужно покупать жилье как можно скорее. И это вполне разумное предположение. Разумеется, это относится к домам, продаваемым по цене, близкой к восстановительной стоимости и не сильно обгоняющей инфляцию.

И вот эта вполне разумная предпосылка о том, что покупка дома в этом году является хорошей идеей, так как в следующем году он будет стоить дороже, и вам, все же, хочется иметь дом, и у вас есть возможность профинансировать эту покупку, в конце концов с течением времени начинает искажаться, особенно если цены на недвижимость начинают расти на 10% в год при инфляции в пару процентов годовых. Очень скоро в один прекрасный момент включается резкое движение цен, и вам хочется купить уже три дома или пять домов, и вам хочется покупать их без первоначального взноса, и вы готовы соглашаться на такие платежи, которые никогда не сможете себе позволить, и тому подобные вещи, потому что нет никакой разницы: в любом случае это все будет стоить больше в следующем году.

И кредиторы тоже с вами согласны. Действительно, нет никакой разницы, дается кредит лжецу или кому-то другому, понимаете?? [...] Потому что даже если им придется забрать его у вас, в следующем году он будет стоить больше. И как только это набирает обороты, это начинает усиливаться за счет движения цен, и в результате первоначальная предпосылка забывается, как это случилось в 1929 году.

То же самое случилось с Интернетом. Интернет должен был изменить нашу жизнь. Но это не означало, что каждая компания, которая смогла намечтать проспект эмиссии, должна была стоить $50 млрд.

И движение цен начинает становиться настолько важным для людей, что оно начинает перетягивать на себя внимание — оно начинает господствовать в умах людей, a так как недвижимость является самым крупным классом активов, около $22 трлн или около того, при том, что состояние всех домохозяйств в США составляет $50 трлн или $60 трлн или около того. Такой вот громадный актив. И это настолько все понятно для широкой публики – они могут ничего не понимать в акциях, они могут не знать о луковицах тюльпанов, однако они понимают дома и они в любом случае хотят его купить, и финансирование, которое можно взять на любую сумму до небес - это все создает невиданный ранее пузырь."






E-MAIL
ПАРОЛЬ
© FTinvest.ru, 2012 (0)