Блог

О пользе негативного мышления

Подписаться на наши услуги в телеграм: https://t.me/FTinvestlightbot

Праздничный сезон представляет собой психологическую головоломку. Его определяющее настроение, конечно- радость, но напряженные старания, чтобы выглядеть счастливым, кажется, делают многих из нас несчастными. Трудно быть счастливым в переполненных залах аэропорта или когда вы пытаетесь терпеть несколько дней подряд родственников, которые Вас раздражают.

Чтобы справиться с праздниками, журналы и другие источники советуют нам "думать позитивно", тот же самый совет, что Норман Винсент Пил, автор книги «Сила позитивного мышления», дал шесть десятилетий назад. (Во время праздников, Пил однажды предложил, что вы должны «заставить себя говорить позитивно обо всем».) Результат, как правило, обратный, как в салонной игре, про белого медведя: чем больше вы стараетесь о нем не думать, тем больше вы думаете о нем.

Вариации позитивной философии Пила глубоко укоренились в американской культуре, и не только в том, как мы справляем праздники и ведем себя в обществе, но и в бизнесе, политике, в менеджменте. Тем не менее, исследования показывают, что бодрые аффирмации (Аффирмация (от лат. affirmatio — подтверждение) — краткая фраза, содержащая вербальную формулу, которая при многократном повторении закрепляет требуемый образ или установку в подсознании человека, способствуя улучшению его психоэмоционального фона и стимулируя положительные перемены в его жизни) предназначенные для подъема настроения пользователей через повторение и визуализацию будущего успеха часто достигают противоположного эффекта.

К счастью, и в античной философии, и в современной психологии есть альтернатива: нелогичный подход, который можно было бы назвать "Отрицательный путь к счастью". Такой подход помогает объяснить некоторые загадки, например, тот факт, что граждане более бедных стран часто сообщают о большем счастье, чем граждане богатых стран. Или то, что многие успешные предприниматели отвергают идею установления целей фирмы.

Одним из пионеров "негативного пути" был нью-йоркский психотерапевт Альберт Эллис, который умер в 2007 году. Он заново открыл ключевые принципы философов-стоиков Древней Греции и Рима: что иногда лучший способ столкнутся с неопределенностью будущего, это ориентироваться не на лучший, а на худший сценарий.

Один из стоиков – Сенека был радикален в этом вопросе. Если вы опасаетесь потерять свое богатство, он однажды посоветовал, "отведите определенное количество дней, в течение которых вы должны питаться дешевой едой, надеть грубое платье, скажите себе потом. Это ли то, чего я боялся?"

Чтобы преодолеть боязнь смущения, Эллис советовал своим клиентам путешествовать по нью-йоркскому метро, ​​громко объявляя станции, после их прохождения. Я легко смущаемый человек, поэтому в интересах журналистского расследования, я использовал его совет на центральной линии лондонского метро. Это было мучительно. Но мои раздутые страхи были преувеличены. На меня никто физически не нападал, всего лишь несколько человек посмотрели на меня как-то странно.

Просто трезво обдумывайте детали наихудшего сценария – техника, которую стоики называли «преднамеренное зло», может помочь не беспокоиться о будущем, постоянно тревожась о нем. Психолог Джулия Норем считает, что около одной трети американцев инстинктивно использует эту стратегию, которую она называет «оборонительный пессимизм». Позитивное мышление, напротив, является попыткой убедить себя, что все будет прекрасно, но это может усилить веру и в то, что все будет совершенно ужасно, если хорошее так и не случится.

В американских корпорациях, пожалуй, наиболее широко принята доктрина «Культа положительного», которая подразумевает создание больших и смелых целей организации, а сотрудникам предлагается установить цели, которые являются "SMART" – "Специфические, измеримые, достижимые, актуальные и своевременные". (Считается, что термин был впервые использован в статье Джорджа Т. Дорана в 1981 году).

Но консенсус насчет необходимости целей начинает рушиться. С одной стороны, жесткие цели могут поощрять сотрудников нарушать этические нормы. В исследовании, проведенном Лизой Ордоньес и ее коллегами, участники должны были составлять слова из набора случайных букв. Эксперимент позволял участникам сообщать о своем прогрессе анонимно, и те, кому были поставлены жесткие цели, лгали гораздо чаще, чем те, которым лишь поручили "сделать все возможное".

Цели могут даже привести к ухудшению. Многие водители такси в Нью-Йорке, пришла к выводу одна команда экономистов, делают меньше денег в дождливую погоду, чем могли бы, потому что заканчивают работу, как только они достигают своей психологической цели – «хорошего заработка» за день.

Сосредоточение на одной цели за счет других факторов также может разрушить корпоративную миссию и, даже, индивидуальную жизнь, говорит Кристофер Кейес, адъюнкт-профессор менеджмента в Университете Джорджа Вашингтона в Вашингтоне. Профессор Кейес, который изучал "завышенные" цели, вспоминает разговор с одним руководителем, который сказал "что его целью было стать миллионером в возрасте 40 лет … и он сделал это. [Но] он был разведен, были проблемы со здоровьем, и его дети не говорили с ним больше". За нашей фиксацией на цели, скрывается глубокое беспокойство и чувство неопределенности, предполагает работа профессора Кейеса.

Исследование Сары Сарасвати, адъюнкт-профессора делового администрирования в Университете Вирджинии, говорит, что умение приспособиться к чувству неуверенности не только ключ к более сбалансированной жизни, но также часто ключ к процветанию. Для одного проекта, она взяла интервью у 45 успешных предпринимателей, все из которых, по крайней мере, вывели один бизнес на биржу. Почти никто из них не писал комплексный бизнес-план или проводил обширные исследования рынка.

Они практиковали то, что профессор Сарасвати называет "осуществление" (effectuation). Вместо выбора цели, а затем составления плана для ее достижения, они соединяли средства и материалы в их распоряжении, представляя себе возможный конец. Осуществление также включает в себя то, что она называет «принципом приемлемой потери». Вместо того чтобы сосредоточиться на возможной и захватывающей награде от бизнеса, лучше спросить, насколько большой будет потеря, если бизнес не пойдет? Если потенциальные потери, кажутся терпимыми, можно сделать следующий шаг.

Окончательное значение "негативного пути" не в его роли в содействии оптимистичным эмоциям или даже успеху. Это просто реализм. Будущее действительно является неопределенным, в конце концов, все может пойти не так как задумывалось, но нами слишком часто движет желание положить конец сюрпризам в нашей жизни.

Это особенно верно для самого «негативного» из всех – смерти. Можем ли мы извлечь пользу от регулярного созерцания смерти? Как Стив Джобс однажды лихо заявил: "Понимание того, что ты однажды умрешь, это лучший, известный мне способ – не попасть в ловушку того, что у тебя есть, что терять".

Уже искушенные, мы можем согласиться с мыслью Вуди Аллена о смерти «Я категорически против нее», можно много сделать, сопротивляться ей, но не отрицать смерть как таковую. Так что есть некоторые факты, которые даже само мощное позитивное мышление не может изменить.

-Взято из книги г-н Буркерманна "The Antidote: Happiness for People Who Can’t Stand Positive Thinking" опубликованной в ноябре издательством Faber & Faber.

Базируется на статье The Power of Negative Thinking.Both ancient philosophy and modern psychology suggest that darker thoughts can make us happier.

Ничего не пропускайте с нашим бесплатным телеграм-каналом: https://t.me/ftinvest11.

Ринат Хасанов

Ринат Хасанов - кандидат экономических наук, автор более чем 70 научных трудов. С ноября 2018 - член экспертного совета Санкт-Петербургской биржи.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close