Блог

Что там со сланцевой нефтью?

Подписаться на наши услуги в телеграм: https://t.me/FTinvestlightbot

Один из лидеров мировой нефтяной индустрии, американская Exxon Mobil, столкнулась с пренеприятным фактом – падением уровней добычи углеводородов.

В целом тенденция характерна для многих нефтяных компания. По подсчетам аналитиков, в этом году добыча "черного золота" сократится не только у Exxon Mobil, но и у Chevron и ВР: на 5,7%, 2,9% и 2,7% соответственно.
Exxon Mobil надеется на новые проекты – в Канаде, Папуа-Новой Гвинее и пр. Однако эксперты скептически оценивают перспективы по ним, ведь разработка этих месторождений намечена только на 2014 г. Кроме того, многие из списка новых проектов достаточно затратны.

Ранее Exxon Mobil столкнулась с сокращением прибыль в III квартале текущего года сократилась на 7,4%, основной причиной падения прибыли компании стали снижение объемов добычи и реализации жидких углеводородов, а также сохраняющиеся низкие цены на природный газ. Помимо этого резко сократилась прибыль в подразделении разведки и добычи: снижение составило 29% до $5,97 млрд.

http://www.vestifinance.ru/articles/20337

Как синхронно все происходит? Снижения на: 5,7%, 2,9% и 2,7%, хотя вроде бы сланцевая нефть должна дать результат. Не все так просто.

Почему США не является независимыми от импорта нефти, несмотря на богатые запасы? Вот случай, который проиллюстрирует, почему США по-прежнему импортирует нефть – это Северная Дакота.

Красоты Северной Дакоты

Штат Северная Дакота является вторым по величине производителем нефти в США, уступая лишь Техасу. В последние два года, добыча нефти в Северной Дакоте выросла более чем в два раза, и в пять раз по сравнению с 2006 годом. По добыче нефти Северная Дакота сейчас обгоняет Аляску, она удовлетворяет три процента потребления нефти в США. Она также добывает десять процентов всей нефти соединенных штатов.

И там есть Баккен.

Баккен, является крупнейшим нефтяным пластом, открытым за последние сорок лет. Предполагаемый объем нефти в формировании Bakken Shale, составляет, возможно, 900 миллиардов баррелей. Для сравнения, в Баккене имеется больше нефти, чем во всем Персидском заливе (747 млрд. баррелей). По данным Геологической службы США, это нефтяное образование расположено в бассейне Williston, крупнейшем бассейне "непрерывного типа", простирающимся от Канады до Северной Дакоты и Монтаны. Интересно, не так ли? Тем более, если учесть зависимость страны от импорта сырой нефти.

Схема Bakken Shale и бассейна Williston

Давайте кратко рассмотрим текущий импорт. В мае импорт сырой нефти вырос до 8,909 миллионов баррелей в день, по данным Управления по энергетической информации (EIA), что на 3,7% больше, чем в апреле, и это самый большой размер с октября 2011, и это несмотря на повышение вклада Северной Дакоты. Канада является крупнейшим поставщиком нефти по состоянию на май (2.378 миллиона баррелей в день), Саудовская Аравия, занимает второе место (1.465 млн. б/д), Мексика третья (956 000 млн. б/д). При этом потребление нефти в стране выросло по сравнению с годом ранее. По данным EIA, спрос на нефть в США вырос до 18707 тысяч баррелей в день в мае. Это на 1,87 процента больше, чем прогнозные оценки. Я надеюсь, всем понятен факт, что нам нужна нефть.

Теперь разберемся в чем проблема? Мы уже установили то, что имеется достаточно запасов нефти и то, что потребность в нефти только растет, так почему бы не просто «не пробурить» – как наши читатели говорят. Так просто? Оказывается, нет. В Баккене есть нефть, не вызывает сомнений. Но в чем подвох? Нефть находится на глубине 15.000 футов, только часть из которой можно добыть при помощи современных технологий. Но часть запасов все же извлекаемые и это вызвало нефтяной бум Баккена, технология, позволяющая добывать нефть и газ из сланцев называется Фракинг (Fracking).

Как сюжет романа и центр теорий заговора, Фракинг захватил воображение людей, став символом грядущего апокалипсиса, связанного с землетрясениями по всему миру.

Что такое Фракинг? Это сокращение понятия гидравлический разрыв пласта, технику, используемую для извлечения газа из горных пород. При этой технике, добывающие компании вгрызаются в скальную породу с помощью инъекции песка, воды и химикатов под высоким давлением, чтобы взломать горную породу и создать трещины (так называемые вены) в слоях под землей. Вены, созданные в результате Фракинга, позволяют извлекаемым запасам природного газа или нефти вытекать на поверхность, где их и добывают. Без Фракинга многие из резервов нефти и газа не смогут быть добыты, но технология имеет ряд серьезных недостатков. Дело в том, что в результате разрыва пластов происходит мини землетрясение и еще не известны последствия использования Фракинга в сейсмо-чувствительных зонах. Небольшие землетрясения в Оклахоме, Колорадо и Арканзасе многие связывают с гидравлическими разрывами пластов (ГРП) в этих штатах.

Согласно докладу Национального исследовательского совета, ГРП вряд ли вызовет большое землетрясение. Тем не менее, исследование действительно указывает на повышенный риск искусственной сейсмической активности, когда загрязненная вода из буровой закачивается обратно в землю. "В то время как общие механизмы, которые создают индуцированные сейсмические события вполне понятны, мы в настоящее время не в состоянии точно предсказать силу и вероятность таких событий в связи с отсутствием полных данных о сложных природных системах и отсутствии утвержденных прогнозных моделей"- говорится в исследовании.

В докладе также отмечается, что только два случая землетрясений – один в Оклахоме (2,8 балла), а другой в Англии (2,3 балла), вызваны Фракингом. Минутку. Что тут сказано? Прочитайте еще раз – в докладе говорится, что ГРП взывает сейсмические события в «очень ограниченном количестве». (Геологическая служба США также фиксирует сейсмические возмущения, связанные с закачкой загрязненной воды). Ну, мелкие или крупные, вряд ли будет приятно понимать, что ГРП приводит к землетрясениям!

Проблема не только в землетрясениях. Фракинг, создавая новые вены в земле, позволяет воде вступать в контакт с нефтью и загрязняться. Естественно, ведомству по охране окружающей среды и общественным группам не нравится ГРП, так как он загрязняет воздух и поверхность почвы. В долгосрочной перспективе создавая риск для подземной питьевой воды и здоровью населения, не случайно многие страны, запретили эту практику.

С другой стороны, это один из тех методов, которые делают мечту Северной Дакоты возможной. Если бы не фракинг, нефть во многих образованиях было бы слишком дорого добывать. И то, что многие люди до сих пор поддерживают ГРП, несмотря на все недостатки, происходит потому, что нефтяной потенциал Северной Дакоты является важным фактором для снижения зависимости от импорта. Вместе с горизонтальным бурением, фракинг сделал мечту Северной Дакоты возможной. Оба эти метода дорогие, но нефтяные компании могут позволить их использовать при ценах на нефть в среднем почти $ 100 за баррель, и они спешат поделить сланцевый куш, если конечно, дешевая нефть не прекратит бум в кратчайшие сроки, как это произошло на рынке газа. Ну, это не кажется реальным в ближайшем будущем, не так ли? Другим, не менее мощным тормозом, могут стать правила добычи, но это не означает, что нефтяные компании должны получить право на загрязнение, как они хотят. Они должны нести ответственность за загрязнение сточных вод и любые разрушения.

Действительно, фракинг не только проблема для Северной Дакоты. Нефтяные доходы выросли до $ 839 миллионов в 2011 году, и ожидается доход в размере $ 2 млрд. в течение ближайших двух лет. Население выросло феноменально – увеличение на 13 процентов с 2009 по 2010, но не хватает инфраструктуры. Местный спрос на электроэнергию вырос, хотя энергетические компании не могут его удовлетворить, а новые скважины требуют больше энергии. Кроме того, в регионе отсутствуют трубопроводы, поэтому нефть транспортируется на грузовиках и поездах. Часть очарования Северной Дакоты проявляется в непринужденной сельской атмосфере, которая, безусловно, меняется, напоминая промышленную революцию или бешеный золотой бум прошлых лет. Инфраструктура, однако, не готова к подобным вызовам. Сельские двухполосные дороги узкие, не предусмотренные для прохождения гигантских грузовиков, страдают больше всего. Восстановление дорог пострадавших от огромных грузовиков потребует возможно больше средств, чем нынешние нефтяные доходы. Северная Дакота также имеет проблемы заторов на дорогах, инфляции и жилищного кризиса. Это не останавливает, ни в коем случае. Уровень преступности растет, особенно кражи, во всем бассейне Williston уровень преступности вырос в два раза за десятилетие начиная с 1999 года. Так в чем следующий шаг?

Хитрость заключается в том, чтобы ловко маневрировать ресурсами, а не убивать курицу, несущую золотые яйца.

This article was written by Oil-Price.net which provides free information on crude oil. 

Ничего не пропускайте с нашим бесплатным телеграм-каналом: https://t.me/ftinvest11.

Ринат Хасанов

Ринат Хасанов - кандидат экономических наук, автор более чем 70 научных трудов. С ноября 2018 - член экспертного совета Санкт-Петербургской биржи.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close