Блог
Уоррен Баффетт играет на повышение… женщин
Уоррен Баффет с Кэтрин Грэм из Вашингтон Пост на праздновании его пятидесятилетия в 1980 году
В своем эксклюзивном эссе глава и исполнительный директор Berkshire Hathaway (BRKA, Fortune 500) поясняет, почему женщины являются ключом к процветанию Америки.
В потоке слов, написанных в последнее время по поводу женщин и работы, один очень важный и относящийся к делу момент был, по моему мнению, совершенно упущен из виду. Этот момент относится к будущему Америки, по поводу которого – и я сейчас не открою никакой тайны – я являюсь безоговорочным оптимистом. Сейчас я попробую развлечь вс еще одним своим мнением: женщины являются главной причиной, из-за которой у нас в будущем все будет так замечательно.
Начнем с того факта, что прогресс нашей страны начиная с 1776 года был совершенно потрясающим, невиданным нигде в мире. Нашим секретным ингредиентом была политическая и экономическая система, которая высвобождала человеческий потенциал в экстраординарных масштабах. В результате американцы сегодня могут наслаждаться таким изобилием товаров и услуг, о котором еще пару столетий назад нельзя было и мечтать.
Но это даже еще и не половина… по крайней мере, не лучшая половина. Америка смогла достичь такого успеха, используя главным образом только половину талантов страны. В течение большей части нашей истории женщины – вне зависимости от их способностей – были низведены и отодвинуты в сторону. Только в совсем недавние годы мы начали исправлять эту проблему.
Несмотря на вдохновляющее утверждение Декларации независимости "Все люди созданы равными", мужское превосходство было быстро утверждено в Конституции. В статье 2, регулирующей институт президентства, 39 делегатов, подписавших документ – все, естественно, мужчины – постоянно использовали мужские местоимения. В покере это называют "tell" (жест – действие, которое дает понять, какими картами располагает игрок).
Наконец, через 133 года, в 1920 году, США смягчили дискриминацию женщин, приняв 19 поправку, которая дала им право голосовать. Однако этот закон не изменил поведение или отношение к ним. 33 мужчины доросли до Верховного суда прежде чем Сандра Дей О’Коннор добилась того же – 61 год после ратификации поправки. Для любителей цифр: вероятность того, что эта процессия мужчин образовалась случайным образом, составляет 8 миллиардов к одному.
Когда люди ставили под сомнение отсутствие женщин-кандидатов на должность, стандартным ответом в течение 61 года было "нет подходящих кандидатов". Электорат придерживался подобного мнения. Когда мой отец был избран в Конгресс в 1942 году, только 8 из его 434 коллег были женщинами. И единственная женщина, Маргарет Чейз Смит, заседала в Сенате.
Сопротивление власть имущих вполне естественно, когда изменения подрывают их собственные интересы. Бизнес, политика и, да, религии предоставляют множество примеров подобного защитного поведения. В конце концов, кому может понравиться удвоение количества конкурентов на занятие высших должностей?
Но еще большим врагом изменений вполне можно признать укоренившееся мнение тех, кто даже не может представить себе мир, отличный от того, в котором они уже живут. Как пример можно использовать то, что произошло в моей собственной семье. У меня есть две сестры. Нас всех троих родители и учителя оценивали как имеющих примерно одинаковый интеллект – и тесты IQ фактически подтверждали эту оценку. В течение долгого времени, у моих сестер был намного больший "социальный IQ", чем у меня (нет, нас не тестировали на это – но поверьте мне, доказательств было более чем достаточно).
Однако в тот момент, когда я появился из утробы матери, мои возможности сделали возможности моих сестер незначительными, так как я был мальчиком! А мои умные, симпатичные сестры – не были. Мои родители любили нас одинаково, и наши учителя давали нам одинаковые оценки. Но на каждом углу моим сестрам говорили – даже больше с помощью сигналов, чем словами – что успех для них будет заключаться в "удачном замужестве". Я же в то же самое время слышал, что вокруг имеются множество возможностей, которые только и ждут меня.
Таким образом, мой пол стал потолком для моих сестер – и никто еще пару десятилетий назад не думал о том, чтобы сломать этот порядок. Теперь же, слава небесам, структурные барьеры для женщин развалились.
Однако препятствия по-прежнему существуют: слишком много женщин продолжают накладывать эти ограничения на самих себя, уговаривая себя не стремиться реализовать весь свой потенциал. И здесь у меня опять имеется пример, основанный на личном опыте.
Среди десятков блестящих и интересных женщин, с которыми мне довелось познакомиться, была покойная Катарина Грэхэм, долгое время бывшая владельцем контрольного пакета и исполнительным директором Washington Post Co. (WPO). Кей знала, что она была умна. Однако ей промыли мозги – я не люблю это словосочетание, однако оно вполне точно – ее мать, муж и Бог знает кто еще, и она поверила, что мужчины – более высшие существа, особенно в бизнесе.
Когда ее муж умер, некоторым мужчинам в ее окружении было выгодно убедить ее в обоснованности этого чувства неравенства. Давление, которое они оказывали на нее, граничили с пытками. К счастью, Кей, помимо того, что была умна, имела внутреннюю силу. Отперевшись на нее, она смогла игнорировать баритоны, убеждающие ее передать наследство им.
Я познакомился с Кей в 1973 году и вскоре увидел, что она была человеком с необычными возможностями и характером. Но ее половая неуверенность в собственных силах также определенно присутствовала. Ее мозг знал лучше, но она никогда не заглушала голос внутри нее, который говорил: " Мужчины лучше знают как вести бизнес, у тебя так никогда не получится".
Я сказал Кей, что она должна выбросить это кривое зеркало, которое другие поставили перед ней, и вместо этого вглядеться в зеркало, которое отражает реальность. "И тогда – сказал я, – ты увидишь женщину, которая может потягаться с кем угодно, будь то мужчина или другая женщина".
Конечно, мне бы хотелось утверждать, что я был успешен в этой своей кампании. Доказательства определенно были на моей стороне: акции "Washington Post" выросли более чем на 4000% – это 40 к одному – в течении тех 18 лет, что Кей была боссом. После выхода на пенсию, она получила Пулитцеровскую премию за свою превосходную автобиографию. Но ее сомнения в собственных силах по-прежнему присутствовали – свидетельство того, как глубоко этот месседж о недостойности может быть впечатан в даже самое блестящее сознание.
Я счастлив сообщить, что кривые зеркала становятся все менее популярными среди женщин, которых я встречаю. Попробуйте поставить подобное перед моей дочерью. Она просто рассмеется и расколотит его. Женщины никогда не должны забывать, что для всемогущих и кажущихся самоуверенными мужчин вполне нормально быть немного волшебниками из страны Оз. Потяните за занавес, и вы зачастую обнаружите, что за ним скрываются отнюдь не супермены. (Спросите хотя бы их жен!)
Так как, мои дорогие мужики, а что мы-то будем с этого иметь? Почему это вдруг мы должны заботиться о том, чтобы барьеры, стоящие перед женщинами, были демонтированы, а кривые зеркала – выброшены на помойку? Давайте пока отвлечемся от того, что это попросту было бы этично. Давайте вместо этого посмотрим с позиции нашей выгоды.
Ни один менеджер не будет управлять своим заводом с 80% эффективностью в то самое время, когда возможно каким-то образом увеличить выработку продукции. И ни один исполнительный директор не захочет чтобы его работники были недогружены, когда путем обучения и улучшения условий на рабочем месте можно серьезно увеличить его производительность. Так давайте же сделаем следующий шаг: если существуют очевидные бенефиты от помощи мужскому компоненту рабочей силы достичь полного использования своего потенциала, почему бы и не включить в этот процесс и его другую половину?
Мужики, присоединяйтесь. Чем ближе Америка приблизится к полному задействованию талантов всех своих граждан, тем больше будет отдача в виде товаров и услуг. Мы уже видели чего можно достичь задействуя всего лишь 50% человеческих ресурсов. Если вы только представите чего могут достичь 100%, вы присоединитесь ко мне и станете таким же безудержным оптимистом по поводу будущего Америки.
Эта история будет опубликована в выпуске Fortune от 20 мая 2013 года
По материалу Warren Buffett is bullish … on women
Перевод Игорь Холоденко