Блог
Дефолт Америки по своим долгам неизбежен
Джеймс Грант издатель Grant’s Interest Rate Observer. Инвестиционный аналитик.
"В истории был прецедент выключения правительства", главный исполнительный директор Goldman Sachs – Ллойд Бланкфейн, отметил на прошлой неделе. "Но не было прецедента дефолта”.
Но он неправ.
Американское правительство объявило дефолт сразу после Войны за независимость и такие дефолты периодически повторялись. Кроме того, используя власть председателя Федеральной резервной системы, правительство может уклоняться, вертеться или маскироваться, но юридически не впадать в дефолт.
Дефолт – это значит не платить, как обещано, по счетам, сейчас политические игры могут прервать своевременное обслуживание долгов правительства (США). Последствия такого сбоя могут, как всем известно к настоящему времени, поставить Уолл-стрит с ног на голову. Но после того как различные ветви власти смогут договориться и инвесторы получат свое, у казначейства не будет проблем с поиском необходимых миллиардов для оплаты счетов – федеральная резервная система может материализовать любую суммы просто нажав на кнопку компьютера.
Все было совсем не так, когда Америка была должна доллары, которые не могли были создаваться по свистку. К 1790 году новая республика имела задолженность 11,7 миллионов долларов, но это были обязательства, подлежащие погашению в золоте и серебре. Александр Гамильтон, тогда первый секретарь казначейства, не смог оплатить этот долг, и поступив таким образом, он объявил дефолт.
Доллар Гамильтона равнялся 1/20 тройской унции золота и он продолжал стоить столько же вплоть до Франклина Д. Рузвельта, когда в вихре "первых ста дней " нового курса, суть доллара была пересмотрена. Страна нуждается в более дешевой и доступной валюте, сказал Рузвельт и мало-помалу, стоимость доллара была уменьшена до 1/35 тройской унции золота (историю о том как Рузвельт фактически покончил с золотым стандартом читайте тут).
По любому определению, это был еще один дефолт. Кредиторы как внутренние, так и иностранные одолжили доллары правительству с одним содержанием золота, но получили назад с другим, хотя как говорили отцы-основатели – они должны были получить тот же вес.
В этом отношении существовала «золотая оговорка» – стандартная часть долгового контракта того времени, это касалось и долговых бумаг казначейства. Но Конгресс постановил аннулировать эти контракты, а в 1935 году и Верховный Суд поддержал его.
"Американский дефолт" (так это было названо заграницей) как часть программы внутреннего стимулирования экономики, был осужден в лондонском Сити. "Это один из самых вопиющих дефолтов в истории", писала тогда London Financial News . "Отказ от золотой оговорки – это ничто иное чем именно это. То основание, что последние события происходят в чрезвычайных условиях совершенно к делу не относится. Именно для таких обстоятельствах и была принята золотая оговорка – для защиты держателей облигаций".
Полегчавший доллар Рузвельта прослужил до 1971 года, когда президент Ричард Никсон облегчил его снова, фактически, Никсон отправил его в свободное плавание. Больше не было стоимости доллара определенной в законе, как определенная доля золота или серебра. Он стал тем, кем он выглядел – всего лишь листом бумаги.
Тем не менее, правительство США продолжало находить доверчивых кредиторов, после дефолта Никсона, федеральный долг вырос с $ 303 млрд до $ 11,9 триллионов.
Если политический тупик сегодняшнего дня приведет к другому дефолту – это будет своего рода формальность. Рано или поздно, казначейство Обамы продолжит выписывать чеки, вопрос только в том , что можно будет купить за эти чеки?
"Все меньше и меньше" – такова объявленная цель Федеральной резервной системы. Под властью Бернанке (с полной поддержкой предполагаемого председателя Джанет Йеллен), центральный банк решил, что понятие ценовая "стабильность" означает уровень инфляции в 2 % годовых. Любая меньшая инфляция является неудовлетворительным результатом, который должен быть исправлен более быстрым печатанием денег, считают руководители ФРС.
Другими словами, стоимость денег стала инструментом государственной политики, а не честной мерой стоимости. В таких условиях, старомодный "дефолт" невозможен. Как кредитор может возмущаться, если правительство, которое он кредитует неоднократно заявляло, что стоимость денег, которые он одалживает, будет сокращаться?
После 1971 года доллар получает свою стоимость от правительства, которое его печатает. За границей это начинает выглядеть немного комично – одолжите нам свои доллары на 10 лет, как предлагает казначейство, мы будем платить вам барскую процентную ставку 2,7 % годовых, а в конце этих 10 лет, мы вернем вам обратно вашу основную сумму, которая почти наверняка будет стоить меньше, чем одолженные вами деньги.
Это неустойчивое самомнение сверхдержавы – супер-должника. Мы, американцы говорим: “Доллар является сильнейшим денежным брендом в мире. У вас нет выбора, кроме как использовать его. Хочешь – не хочешь, а придется”. Но историческая судьба бумажных валют ясна – правительства всегда выпускают больше валюты чем надо, а люди, однажды это начинают понимать.
Что же делать? Давайте смотреть фактам в лицо – мы уже объявляли дефолт в прошлом. Давайте противостоять проинфляционной политике Федеральной резервной системы: мы объявим дефолт в будущем, хотя ни один адвокат не назовет это дефолтом, и давайте упредим уход других стран от использования наших нематериальных денег, предпринимая шаги, соответствующие 21-му веку. У нас есть золото, и мозги, чтобы найти решение.
По статье WP America’s default on its debt is inevitable