Блог

ФРС решила сохранить свой рекордно высокий баланс на текущем уровне

Подписаться на наши услуги в телеграм: https://t.me/FTinvestlightbot

Джаннет Йеллен, Председатель ФРС США

Photographer: Andrew Harrer/Bloomberg

Количественное смягчение может оказаться подарком, который будет еще долго радовать американскую экономику.

После того, как ФРС закончит третий раунд покупок облигаций на следующей неделе, центральный банк планирует сохранить свой рекордный баланс на уровне $4.48 триллионов, который он накопил с тех пор, как объявил первый раунд покупок активов в ноябре 2008 г.

В результате продолжится сдерживание роста стоимости заимствований, что в свою очередь поможет ФРС удерживать инфляцию в пределах целевых значений и предоставит поддержку для целевого пятилетнего роста, который сейчас испытывает “встречный ветер” из-за войны на Ближнем Востоке и замедления экономик Европы и Китая.

Сохранение облигаций на балансе ФРС ограничит их предложение на рынке, что позволит удерживать высокие цены на них и, соответственно, доходность ниже, чем при прочих равных условиях. Это даст примерно такой же стимул для экономики, как снижение процентных ставок ФРС, согласно Майклу Гапену, старшему экономисту Barclays Plc в Нью-Йорке, работавшему ранее руководителем секции Совета ФРС по анализу денежных и финансовых рынков.

“Сохранение баланса будет также поддерживать экономику,” – считает Гапен – “ФРС посылает месседж: мы думаем, что сделали достаточно для возобновления роста и поддержания экономики на правильном пути. Теперь мы хотим подождать и посмотреть, что из этого получилось”

Комитет по открытым рынкам ФРС планирует завершить покупку облигаций Казначейства США и ипотечных ценных бумаг уже на своем следующем заседании, которое состоится 28-29 октября.

Поддержание портфеля

Глава ФРС Дженетт Йеллен готова поддерживать мультитриллионный портфель облигаций на балансе в течение многих лет, говорится в решении о том, когда следует прекратить реинвестирование средств, полученных при окончании срока действия облигаций, в зависимости от финансовых условий и экономических перспектив. Сокращение баланса системы до нормальных с исторической точки зрения значений “может продлиться до конца десятилетия” – заявила Йеллен на пресс-конференции месяц назад.

Программа количественного смягчения создала на рынке казначейских облигаций постоянного и стабильного покупателя, что помогло снизить доходность на рынке. В настоящее время центральный банк является крупнейшим владельцем государственных облигаций США.

Если ФРС продолжит держать эти ценные бумаги, то “определенное давление вниз на процентные ставки сохранится – относительно того, какими бы они были, если бы ФРС решила не оставлять их на балансе,” – говорит Джош Фейнман, работающий в Нью-Йорке главным экономистом по глобальным финансам в компании Deutsche Asset & Wealth Management, управляющей капиталом $1.31 трлн, и бывший ранее старшим экономистом в ФРС. “Я думаю, этот фактор останется.”

Пониженная доходность

10-летние казначейские облигации имеют доходность 2,26% по состоянию на  9:30 утра по нью-йоркскому времени, что ниже, чем 3,03% в конце прошлого года. Самым низким уровнем доходности было 1.39% в середине 2012 г. С начала первой программы QE в ноябре 2008 г. доходность была в среднем 2,65%, в сравнении с 6,95% – средним значением до начала программы за период с 1962 г. Средняя процентная ставка по 30-летним ипотечным займам на прошлой неделе была 3.92%, что по прежнему недалеко от рекордно низкого уровня 3.31%, достигнутого в ноябре 2012 г., согласно данным Freddie Mac.

В пояснении к заявлению по итогам последнего совещания, Комитет по открытым рынкам заявил, что собирается перестать реинвестировать средства от погашенных облигаций одновременно с началом повышения целевых процентных ставок – шаг, который руководство системы запланировало на следующий год.

Президент ФРБ Ричмонда Джеффри Лакер, который в следующем году получит право голоса, заявил, что выступает против сохранения ипотечных облигаций на балансе. “Такой подход без нужды продлевает наше вмешательство в распределение кредитных ресурсов,” – заявил Лакер в своем выступлении 19 сентября.

Баланс ФРС включает в себя ипотечные облигации, приобретенные за время всех трех раундов количественного смягчения. В первых двух, которые завершились в июне 2011 г., составила $2.3 трлн. Третий раунд, объявленный в сентябре 2012 г., отличался от своих предшественников, поскольку был неограниченным, не имел установленной даты завершения или какого-либо лимита на сумму покупок. Комитет объявил, что будет покупать облигации на сумму $85 млрд каждый месяц до тех пор, пока рынок не улучшиться “существенно”.

Снижающаяся безработица

В момент начала QE3 под руководством председателя ФРС Бена С. Бернанке безработица находилась на уровне 8,1%, и руководство ФРС рассчитывало, что она упадет до 6 – 6.8% к концу 2015 г. Сейчас этот уровень составляет 5,9%, очень близко к тому, что многие чиновники считают полной занятостью, а в последние два года количество рабочих мест ежемесячно растет на 209 000 – по сравнению со средним приростом в предыдущие два года на 172 000 в месяц.

“Цель была произвести достаточное улучшение на рынке труда, и это произошло,” – сказал Кит Хембре, бывший исследователь ФРБ Миннеаполиса, который сейчас управляет капиталом в $120 млрд в качестве главного экономиста Nuveen Asset Management LLC в Миннеаполисе. “Теперь у нас есть рынок труда, значительно улучшившийся и близкий к уровню полной занятости. И теперь очень сложно доказать, что без этой программы было бы лучше.”

Сворачивание QE

Комитет по открытым рынкам начал постепенно сворачивать программу покупок активов в декабре 2013, когда месячный объем покупок сократились на $10 млрд. На каждом из шести последующих заседаниях объем сокращался еще на такую же сумму, при этом каждый раз говорилось, что сокращение будет зависеть от поступающих данных. Текущая скорость составляет $10 млрд в казначейских и $5 млрд в ипотечных облигациях.

“Такая гибкость позволила ФРС продолжать дополнительное стимулирование до тех пор, пока цели не были достигнуты,” – говорит Лора Рознер, американский экономист в подразделении BNP Paribas SA в Нью-Йорке, работавшая ранее исследователем в ФРБ Нью-Йорка. “Именно это сделало последний раунд таким эффективным.”

В то время, как большинство руководителей согласны с таким мнением, не все из них готовы заявить об удачном завершении миссии.

Президент ФРБ Сент-Луиса Джеймс Буллард, помогавший разработать теоретическое обоснование для QE2 в своей статье 2010 года, где он призывал чиновников предотвратить дефляцию путем покупок казначейских облигаций, заявил в своем интервью 16 октября агентству Bloomberg News в Вашингтоне о том, что “логичным политическим решением на настоящем этапе может быть отсрочка окончания QE” из-за замедления роста в Европе, а также снижения инфляционных ожиданий. Буллард получит право голоса в 2016 г.

Низкая инфляция

ФРС в 2012 году установила цель по инфляции в 2%, говоря, что такая скорость роста индекса потребительских расходов соответствует выданному ей мандату. В августе этот индикатор вырос на 1.5% по сравнению с прошлым годом, и он ни разу не превышал 2% с марта 2012 года. Руководство центробанка хочет избежать дефляции, так как падающие цены могут стимулировать бизнесы и потребителей отложить расходы на потом в ожидании дальнейшего удешевления, что может снизить агрегированный спрос.

Эрик Розенгрен из ФРБ Бостона не согласен с Буллардом в поддержке окончания программы покупок активов. Он называет QE3 “материально полезной” – в частности, она помогла подтолкнуть цены на жилье. Розенгрен также будет голосовать в 2016 г. “Тот факт, что у нас была очень большая программа QE, сыграл важную роль,” сказал Розенгрен в интервью 17 октября. “Она была важным компонентом в усилении уверенности в том, что экономика продолжит работать, что мы серьезно намеревались вывести экономику на полную занятость при инфляции 2%.”

Эффекты QE

Президент ФРБ Сан-Франциско Джон Уильямс, который также поддержал окончание QE, заявил во время презентации в Вашингтоне ранее в этом году, что исследование показало “значительный эффект” в снижении доходности облигаций, хотя неопределенность по прежнему сохраняется по поводу размера этого эффекта и его воздействия на экономику в целом. Он процитировал несколько исследовательских публикаций, в которых было показано, что QE2 снизила доходность 10-летних казначейских облигаций на 15 – 25 базисных пункта.

Бернанке взбудоражил инвесторов по всему миру, когда заявил законодателям в мае 2013 года, что ФРС может начать сокращать покупки “уже на следующих заседаниях”, что вызвало так называемую “истерику сворачивания”, которая подняла доходность 10-летних облигаций более чем на 1 процентный пункт за 15 недель. Теперь эти страсти из-за сокращения стимула давно в прошлом.

“Мы будем в порядке и без QE,” – утверждает бывший секретарь Казначейства США Лоренс Саммерс в интервью Стефани Руле в программе “Market Makers” на телеканале Bloomberg Television 21 октября. “Процентные ставки на 10-летние облигации сейчас намного ниже, а не выше, чем в то время, когда QE только начиналась”.

По материалу Блумберг Fed’s $4 Trillion Holdings to Boost Growth Beyond End of QE

Комментарий Рината Хасанова.

Почему мы перевели данный материал? Ну в общем-то из-за его информативности, фактов которые следует учитывать инвесторам. Во-первых, теперь уже понятно, что облигации, которые ФРС купил в ходе всех этих QE, так и останутся во владении американского центробанка. Это значит, что вся напечатанная масса долларов так и останется в обращении. Я прекрасно помню, что первоначально они говорили, что по окончании QE будут продавать облигации на рынке, забирая деньги из обращения. Потом Бернанке заявил, что “может быть” облигации останутся у ФРС до конца срока обращения (у нас точно где-то есть перевод). Теперь “может быть” превратилось в факт, деньги напечатаны и уводить с рынка их никто не будет. 

Не правда ли, как то это странно? Обещать одно, а в реальности делать другое.

Вообще действия ФРС только выглядят продуманными или обоснованными, у меня сохраняется чувство того, что они просто надеются на то, что все само как-то рассосется. Доллары так и останутся в облигациях, а так как они – главный владелец и они не будут продавать, то и доходности останутся низкими. Ну а там и рынок акций как-нибудь продолжит рост.

Остается еще один вопрос – сможет ли ФРС и американская экономика жить без печатания денег, называемой умным словом – количественно смягчение? По нашему мнению сейчас это уже невозможно, так как мы все время забываем откуда берутся американские государственные облигации? Их выпускает министерство финансов США, чтобы финансировать дефицит госбюджета и отдавать уже существующие долги. Из материала мы видим, что “программа количественного смягчения создала на рынке казначейских облигаций постоянного и стабильного покупателя, что помогло снизить доходность на рынке. В настоящее время центральный банк является крупнейшим владельцем государственных облигаций США”, т.е. ФРС был самым главным покупателем облигаций, т.е. финансировал дефицит бюджета США. Кто же теперь будет это делать? Кто будет финансировать новый государственный долг США и финансировать отдачу старых долгов?

Неужели опять Китай, Япония, страны ближнего востока? Думаю даже их усилий уже не хватит и в ближайшее время мы увидим еще один раунд количественного смягчения, который уже не закончится никогда…

Ничего не пропускайте с нашим бесплатным телеграм-каналом: https://t.me/ftinvest11.

Ринат Хасанов

Ринат Хасанов - кандидат экономических наук, автор более чем 70 научных трудов. С ноября 2018 - член экспертного совета Санкт-Петербургской биржи.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close