Блог

Apple is Dead?

Подписаться на наши услуги в телеграм: https://t.me/FTinvestlightbot

23 июля корпорация Apple (AAPL) сообщила о выручке $ 35,300 млрд., при этом чистая прибыль составила $ 7,47 на акцию, оба результата оказались выше средней оценки аналитиков, а утром следующего дня акции компании подскочили на 4,5%.

Но главной неожиданностью, по моему мнению, стало падение продаж iPad, продажи которого упали на 14 % по сравнению с предыдущим годом до 14,6 млн. единиц.

“Потребители воздерживаются от покупки планшета, как они ждут новых моделей в этом году”, говорит аналитик Бен Эванс. Так то оно так, но все-таки, всем на рынке давно известно, что рынок традиционных компьютеров и ноутбуков резко сокращается в этом году, так как потребители переходят на планшеты. Более того недавнее падение акций Microsoft связывается с тем, что производитель Windows сильно страдает от общего падения продаж новых компьютеров.

Как же так? По оценкам компании IDC рынок планшетов возрастет на 59% на 2013 год, так где же рост? Если Apple продал на 14% меньше планшетов, чем годом ранее. Получается, что рост планшетного рынка в основном был обеспечен конкурентами Apple, т.е. производителями планшетов на Android и Windows 8, ну если конечно прогнозы IDC действительно соответствуют действительности.

Вот интересная цитата Бретта Арендса ”в подавляющем большинстве случаев компания зависит от двух продуктов – iPhone и iPad, на долю которых пришлось 69% доходов в прошлом квартале. Финансово-исследовательская компания Trefis оценивает, что эти же продукты принесли компании около 80% валовой прибыли в этом (2012) году”. Да, падение продаж iPad компенсировано хорошими продажами iPhone и другими продуктами, тем не менее позиция Apple получается достаточно волатильной, так как она зависит от 2-х продуктов, которые сталкиваются со все возрастающей конкуренцией.

Даже хорошие продажи iPhone не совсем показательны, так как хотя продажи iPhone превысили ожидания, средняя цена продажи устройства упала на 4 % по сравнению с ценами годом ранее. Apple отмечает популярность старых, более дешевых моделей, например, в Японии продажи iPhone выросли на 66 %, где йена упала примерно на 5 % по отношению к доллару в течение периода.

Кстати эта тенденция видна невооруженным глазом, предложив рынкам недорогой iPhone 4, Apple смогла продать свои телефоны тем, кто ранее не мог себе это позволить, например, в России это стали девушки с небольшими доходами, которые, наконец, смогли окунуться в гламурный мир сетевой жизни. Но что будет потом, когда через год iPhone 4 полностью устареет? Видимо будет предложен дешевый вариант, но сможет ли он сохранить ореол гламурности и сохранить небогатых клиентов? Почему то мне думается, что нет.

Итак мы видим, что корпорация Apple теряет контроль над рынками, который она сама и создала, но это типичная ситуация инновационного цикла по Шумпетеру, когда лидер – пионер рынка, первоначально завоевав покупателя, потом теряет и выручку и прибыль, столкнувшись с конкурентами-подражателями.

Единственное, что, по моему мнению, удерживает Apple от крушения – это бренд, сложившийся образ компании, который позволит еще относительно долгое время привлекать покупателей. Однако очевидно и то, что без предложения радикально новых продуктов, Apple постепенно превратится в то, что она представляла собой в 90-е, в небольшую фирму, выпускающую дорогие и качественные продукты, для немногочисленных фанатов. И это еще хороший прогноз…

Ничего не пропускайте с нашим бесплатным телеграм-каналом: https://t.me/ftinvest11.

Ринат Хасанов

Ринат Хасанов - кандидат экономических наук, автор более чем 70 научных трудов. С ноября 2018 - член экспертного совета Санкт-Петербургской биржи.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close