Сегодня поговорим о вложениях в произведения искусства, антиквариат, предметы коллекционирования и т.д.
Классифицировать все эти виды инвестиций принято, как объекты тезаврации, само это слово происходит из греческого языка и там означает сокровище или клад.
Собственно, накапливая редкие, коллекционные вещи вы и создаете сокровище, так как ваши деньги не работают, вы их вывели из оборота, они вам не приносят никакого дохода, при этом за счет редкости эти объекты могут вырасти в цене, но на сколько предсказать достаточно сложно.
У нас на сайте есть специальный тэг – альтернативные инвестиций, я там собираю интересные факты связанные с теми или иными объектами тезаврации. Вот лишь некоторые из примеров: так побывавшее в космосе на МКС, элитное вино Pétrus выставлено на аукционе Сотбис за 1 млн долларов; Картина Ван Гога «Уличная сцена на Монмартре» продана за $15,4 млн на аукционе в Париже; Картонная карта с изображением Уэйна Грецки продана за 1,29 млн долларов (кстати такая же с изображением единственного хоккеиста в мире – нашего Александра Овечкина, способного побить рекорд Грецки продается за 999 руб.); Гитара, на которой Курт Кобейн играл на историческом концерте Nirvana MTV «Unplugged», была продана на аукционе в Беверли-Хиллз за рекордные 6 миллионов долларов. А один американец, пользуясь особенностями местного законодательства, сколотил капитал продавая автоматическое оружие, выпущенное до 1986 года.
В общем примеров множество, включая марки, классические автомобили и бриллианты.
Однако при всей кажущейся удачности таких инвестиций тут есть 2 серьёзные и не решаемые проблемы. 1 – текущая оценка, дорого или дешево? Так российский миллиардер Рыболовлев в 2015 году купил у арт-дилера в общей сложности 38 картин отдав за них около $2 млрд. Позже Рыболовлев обвинил продавца в завышении платы за предметы искусства примерно на $1 млрд.
Даже миллиардеры как видите не могут правильно оценить данный товар, что же говорить о всех остальных?
2 проблема связана с первой – это каков же будет потенциальный рост? В общем каким бы впечатляющим он бы не казался, относительно небольшой сложный процент принесет и больше, и с меньшим риском. Так известнейший инвестор и миллиардер Уоррен Баффет в одном из писем своим акционеров, критикует решение французского короля Франциска I приобрести портрет Моны Лизы у Леонардо Да Винчи в 1516 году. Он показал математические расчеты, согласно которым 20 тыс. золотых короля превратились бы сегодня в более $1 квадриллиона, если бы вместо картины он вложил бы свои деньги всего под 6% годовых. Тогда Баффет написал, что надеется на то, что эти цифры навсегда “закроют дискуссию об искусстве как объекте домашнего инвестирования” (его покойная жена была в то время коллекционером и владельцем галереи).
Так что объекты тезаврации пусть остаются игрушкой тех, кому некуда девать деньги, наш путь к успеху – недооцененные бумаги, диверсификация и сложный процент!