Блог

Финансиализация является причиной проблем в экономике?

Подписаться на наши услуги в телеграм: https://t.me/FTinvestlightbot

Экономисты до сих пор ищут ответы почему происходит столь медленный рост экономики США. Некоторые из них сегодня начинают рассматривать такую проблему как "финансиализация" – т.е. рост финансового сектора как доли в валовом внутреннем продукте. Финансиализация также является важным фактором роста неравенства доходов, который в свою очередь может быть одной из причин медленного роста. Недавние исследования улучшили наши знания о финансиализации , но они еще не являются предметом широкого политического обсуждения.

Согласно новой статьи в журнале Economic Perspectives профессоров Гарвардской школы бизнеса Робина Гринвуда и Дэвида Шарфсфейна, доля финансовых услуг в ВВП выросла до 8,3 процента в 2006 году с 2,8 процента в 1950 году и 4,9 процента в 1980 году. Следующий рисунок взят из этой статьи:

Data from the National Income and Product Accounts (1947-2009) and the National Economic Accounts (1929-47) are used to compute added value as a percentage of gross domestic product in the United States.

На рис. представлена доля различных секторов финансовых услуг в США по годам

Они ссылаются на исследования Томаса Филиппона из Нью-Йоркского университета и Ариэля Решефа из Университета Вирджинии,в котором утверждается, что заработные платы в индустрии финансовых услуг были сравнимы с таковыми в других отраслях до 1980 года. Но с тех пор, они резко возрастали и те, кто работает в сфере финансовых услуг в настоящее время в среднем зарабатывают на 70 процентов больше.

Хотя все экономисты согласны с тем, что финансовый сектор вносит значительный вклад в экономический рост, некоторые из них сейчас начинают в этом сомневаться. По словам Стивена Чеккетти и Эниссе Харруби из Банка международных расчетов, влияние финансов на экономический рост очень положительно на ранних стадиях развития, но после определенного момента оно становится отрицательным, так как финансовый сектор начинает конкурировать с другими секторами за ограниченные ресурсы.

Озгур Орхангази из университета Рузвельта обнаружил, что инвестиции в реальный сектор экономики падают, когда финансиализация возрастает. Кроме того, рост затрат, которые вынуждены нести нефинансовые корпорации на финансовых рынках, сокращает собственные средства, которые могут быть использованы для инвестиций, также сокращается горизонт планирования и повышается неопределенность.

Адэр Тернер, бывший топ-менеджер британского финансового регулятора, сказал: "Нет четких доказательств того, что рост масштабов и сложности финансовой системы в развитых странах мира за последние 20 – 30 лет привел к ускорению экономического роста или к повышению стабильности". Он предполагает, скорее, что прибыли в финансовом секторе были использованы как экономическая рента, т.е. то, что получалось без должных усилий и вложений.

Еще один способ, которым финансовый сектор снижает рост других секторов – это привлечение растущей доли "лучших и самых ярких" работников, лишая другие сектора, прежде всего производства квалифицированной рабочей силы.

Увеличение доли дохода, идущего в финансовые активы, также вносит свой вклад в падение индекса занятости. Как показано на следующей диаграмме Федерального резервного банка Сент-Луиса, индекс занятости упал на 12 процентных пунктов с момента его последнего пика в начале 2001 года и еще больше от своего исторического уровня в течение 1950-1970-х годов.

Индекс доли оплаты труда в добавленной стоимости в несельскохозяйственном секторе США

Падение доли зарплаты в ВВП является результатом действия различных факторов, включая глобализацию, изменение технологий и институциональные факторы, такие как уменьшение роли профсоюзов. Но, согласно новому отчету Международной организации труда,  финансиализация на сегодняшний день является крупнейшим донором снижения занятости в развитых странах (см. стр. 52).

По оценкам доклада, 46 % снижения занятости является результатом финансиализации, 19 процентов связывают с глобализацией, 10 процентов с технологическими изменениями и 25 процентов зависит от институциональных факторов.

Этот феномен является основной причиной роста неравенства в доходах, которое само по себе является важной причиной слабого экономического роста. Так предприниматель Ник Ханауер отметил на заседании сенатского Комитета 6 июня, что доходы среднего класса имеют решающее значение для экономического роста из-за своей покупательной способности. Г-н Ханауер считает, что потребление домохозяйств это действительно то, что движет рост. Бизнесмены, как он, осуществляют инвестиции и создают рабочие места, чтобы воспользоваться спросом на товары и услуги, который создает средний класс, который должен быть поддержан хорошо оплачиваемыми рабочими местами и ростом доходов.

Согласно исследованиям экономистов Джона Бакия, Адама Коула и Брэдли Т. Хейма, финансиализация является главной движущей силой роста доли доходов собираемых сверхбогатыми – верхней 0,1 % от населения.

Исследования социолога Мичиганского университета Р. Греты Криппнер поддерживают эту позицию. Она отмечает, что финансиализация обостряет известную проблему корпоративного управления, которая состоит в том, что корпоративные активы, принадлежащие акционерам, управляются менеджерами, которые часто стараются получить себе чрезмерную долю корпоративных прибылей.

Одним из основных источников дохода для финансовых руководителей являются гонорары, выплачиваемые управляющим финансовыми активами – так считает экономист Принстонского Университета Бертон Г. Малкиел. Среди наиболее оплачиваемых – руководители хедж-фондов, которые обычно получают 2 % от размера активов под их контролем, плюс 20 процентов от любого прироста ежегодно. (Кроме того, они получают специальные налоговые льготы, которые многие считают неоправданными.)

Профессор Малкиел уже давно является яростным критиком фондов, которые управляются активно и которые редко дают более высокую прибыль, чем инвестор может получить, просто покупая недорогие индексные фонды. За десять лет за период до 2011, индексные фонды по доходности превзошли активно управляемые фонды, отчасти из-за более низких комиссий.

Среди тех, кто указывает на финансиализацию находится Дэвид Стокман, бывший директор Бюро управления и бюджета, кто служил на государственной службе после долгой карьеры в области финансов в Salomon Brothers и других. В своей статье в New York Times (данная статья переведена для FTinvest, смотрите на русском), он написал, что “заржавевшая сфера финансов превратила экономику в гигантское казино”.

Пока еще не ясно, что государственная политика может сделать с таким явлением как финансиализация. Главное на этот момент это то, что пора заняться этим в Вашингтоне.

Автор материала – Брюс Бартлетт занимал руководящие должности в кабинетах Рейгана и Джорджа Буша. Он является автором книги "Блага и бремя: налоговая реформа – почему это нужно и что нужно делать?".

Статья в NYT ‘Financialization’ as a Cause of Economic Malaise

Ничего не пропускайте с нашим бесплатным телеграм-каналом: https://t.me/ftinvest11.

Ринат Хасанов

Ринат Хасанов - кандидат экономических наук, автор более чем 70 научных трудов. С ноября 2018 - член экспертного совета Санкт-Петербургской биржи.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close